Сможет ли Франция сохранить свое влияние в регионе Сахель
Какие изменения ждут африканский регион Сахель, когда Мали объявила, что больше не будет частью платформы G5 Sahel, 24 мая сообщает Сonsortium News.
G5 Sahel была создана в Нуакшоте, Мавритания, в 2014 году и объединила правительства Буркина-Фасо, Чада, Мали, Мавритании и Нигера для совместной работы из-за ухудшения ситуации с безопасностью в Сахельском поясе — регионе чуть ниже пустыни Сахара в Африке. — с целью увеличения торговли между этими странами.
За кулисами было ясно, что формирование G5 Sahel поощрялось французским правительством и что, несмотря на все разговоры о торговле, реальным фокусом группы будет безопасность.
В начале 2017 года под давлением Франции эти страны Сахеля G5 создали Объединенные силы G5 Sahel (FC-G5S) — военный альянс для борьбы с угрозой безопасности, созданной последствиями гражданской войны в Алжире (1991–2002 гг.) и военными действиями НАТО в 2011 году в Ливии.
Объединенные силы G5 Sahel получили поддержку Совета Безопасности ООН для проведения военных операций в регионе.
Военный представитель Мали, полковник Абдулай Майга, заявил 15 мая, что его правительство 22 апреля направило письмо генералу Махамату Идрису Деби Итно, президенту переходного военного совета Чада и уходящему в отставку президенту G5 Sahel, информируя его о решении Мали.
Не состоявшаяся конференция глав государств G5 Sahel, которая должна была пройти в Мали в феврале, и отказ передать Бамако председательство в FC-G5S, вынудили Мали принять меры по выходу как из FC-G5S, так и с платформы G5 Sahel, заявил полковник Майга по национальному телевидению.
Уход Мали был неизбежен. Страна была разорвана политикой жесткой экономии, проводимой Международным валютным фондом, и конфликтами, охватившими территорию страны с населением более 20 миллионов человек.
За двумя государственными переворотами в 2020 и 2021 годах в Мали последовали обещания выборов, которые, похоже, не предвидится на горизонте.
Региональные органы, такие как Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС), также ввели жесткие санкции против Мали, что лишь усугубило экономические проблемы, с которыми уже сталкивается народ Мали.
Последняя встреча министров обороны G5 Sahel состоялась в ноябре 2021 года, а встреча глав государств G5 Sahel в феврале 2022 года была отложена. Мали должен был взять на себя чередующееся председательство в G5 Sahel, но другие государства, которые являются частью платформы, не были в восторге от этой передачи (Чад продолжил председательство).
В заявлении военных Мали в Сахеле G5 обвиняются «маневры внерегионального государства, отчаянно стремящегося изолировать Мали». Этим «внерегиональным государством» является Франция, которая, по словам Мали, пыталась использовать G5 Sahel в своих целях.
Все пять членов G5 Sahel являются бывшими французскими колониями, которые изгнали французов в результате антиколониальной борьбы и попытались построить свои собственные суверенные государства.
Эти страны пострадали от убийств, например, бывшего лидера Буркина-Фасо Томаса Санкары в 1987 году, столкнулись с программами жесткой экономии МВФ, такими как меры, принятые против правительства бывшего президента Мали Альфы Умара Конаре с 1996 по 1999 год и столкнулись с повторным утверждением французской власти, например, когда Франция поддержала маршала Чада Идрисса Деби против Хиссена Хабре в 1990 году, а затем его сына.