В Японии сделали еще один шаг к пересмотру конституции страны. Что дальше?
Законопроект о национальном референдуме был принят в Палате представителей (нижняя палате японского парламента) 11 мая, сообщает газета The Japan Times.
Ожидается, что законопроект будет направлен в верхнюю палату на этой неделе и станет законом к следующему месяцу.
На прошлой неделе правящая Либерально-демократическая партия (ЛДП) Японии и ведущие оппозиционные партии достигли соглашения об утверждении в ходе нынешней парламентской сессии законопроекта об общенародном референдуме. При этом, данные изменения многим видятся, как важный шаг на пути к пересмотру конституции Японии. И это — главный камень преткновения на пути принятия законопроекта.
Фактический референдум по конституционным изменениям вряд ли будет проведен в ближайшее время, но пересмотр конституции, вполне возможно, станет основным или одним из основных вопросов на грядущих выборах в нижнюю палату парламента Японии.
Однако любые изменения, которые в конечном итоге будут представлены на референдуме, должны быть сначала согласованы Комиссией по конституции. Комиссия представляет собой две структуры — по одной в каждой палате парламента Японии. Они проводят исследования конституции и предлагают фундаментальные законодательные изменения, тесно связанные либо с самим верховным законом, либо с законом о национальном референдуме.
Комиссия была создана в августе 2007 года при тогдашнем премьер-министре Синдзо Абэ, который является сторонником изменения конституции. Закон о национальном референдуме был представлен на обсуждение в июне 2018 года. До сих пор в Японии не было конкретно прописанных правил проведения референдума, организация которого необходима для принятия поправок к конституции.
В состав комиссии входят члены всех основных групп, представленных в парламенте. При этом количественный состав каждой комиссии определяется исходя из численности партий в конкретной палате.
В нижней палате комиссия состоит из 50 членов. Из них — 30 человек от ЛДП, 12 от Конституционно-демократической партии (КДП), три от Комэйто (партнер ЛДП по коалиции), по два от Коммунистической партии Японии (КПЯ) и Японской инновационной партии («Ниппон Исин-но Кай»), а также один представитель от Демократической партии народа (ДПН).
Комиссия верхней палаты состоит из 45 членов, в том числе 22 от ЛДП, восемь от КДП, пять от Комэйто, три от «Ниппон Исин», три от ДПН, три от КПЯ и один от «Всеобщей партии».
Комиссию нижней палаты возглавляет Хироюки Хосода, который также возглавляет крупнейшую фракцию ЛДП, выходцем из которой является Абэ. Комиссию верхней палаты возглавляет Ёсимаса Хаяси, также представитель правящей партии.
Предложение ЛДП-Комэйто по референдуму состояло в том, чтобы улучшить доступ к избирательным участкам. Изменения повлекут за собой увеличение числа избирательных участков, что позволит людям голосовать на железнодорожных станциях и коммерческих объектах. Но в КДП были обеспокоены, рассматривая принятие этого закона, как шаг к пересмотру конституции.
Кроме того, оппозиция была обеспокоена тем, что разрешение массовых рекламных кампаний хорошо финансируемых политических партий и групп может сильно повлиять на исход голосования. Поэтому КДП призвала ввести ограничения на телевизионную, радио и онлайн-рекламу.
В конце концов, в ЛДП согласились добавить в законопроект о референдуме пункт, который подразумевает принятие законодательных ограничений на суммы, которые могут быть потрачены на рекламу, в течение трех лет после вступления в силу пересмотренного закона о референдуме. Противники поправок к конституции считают, что до принятия таких ограничений не следует обсуждать в парламенте конкретные изменения.
Несмотря на то, что ход принятия законопроекта о референдуме сильно продвинулся, его принятие не означает автоматического изменения конституции. Будущие заседания комиссии всё еще должны будут разрешить другие спорные вопросы.
ЛДП настаивает на конституционных формулировках, которые официально признавали бы необходимость Сил самообороны в рамках так называемой «мирной» 9 статьи конституции Японии. Этот шаг отвергается рядом оппозиционных партий. Кроме того, в ЛДП хотят, чтобы конституция предоставила правительству больше полномочий во время чрезвычайного положения — например, после стихийных бедствий. Это, в свою очередь, вызывает вопросы и озабоченность по поводу защиты прав частной собственности.
Ожидается, что позиция каждой партии по этим вопросам станет главной темой на всеобщих выборах в конце текущего года. Большие потери той или иной партии могут означать изменения в структуре комиссии Нижней палаты, что повлияет на то, как будут проводиться обсуждения возможного пересмотра конституции.
Недавний опрос японского информагентства Kyodo News перед Днем конституции 3 мая показал, что 57% граждан страны поддерживают введение в конституцию чрезвычайного положения, которое дало бы кабинету министров больше полномочий в ущерб правам частной собственности. Около 42% опрошенных заявили, что такая статья не нужна. Также, около 51% респондентов заявили о необходимости пересмотра статьи 9 конституции Японии, а 45% респондентов высказались против.
Озабоченность общественности в связи с внесением поправок в конституцию представляет собой один из политических барьеров на пути пересмотра конституции, однако существуют также формальные юридические препятствия. Дело в том, что для принятия конституционных поправок в обеих палатах парламента требуется две трети голосов, а уже затем они выносятся на общенациональный референдум.
И это составляет проблему для коалиции ЛДП-Комэйто и поддерживающей пересмотр конституции Японии «Ниппон Исин-но Кай». Вместе они составляют подавляющее большинство в нижней палате парламента страны, но не в верхней палате. Сохранение квалифицированного большинства в результате осенних выборов имеет решающее значение для сторонников пересмотра конституции.
Выборы в верхнюю палату должны состояться к июлю 2022 года. Если три вышеуказанные партии получат квалифицированное большинство и в этой палате, то комиссии смогут одобрить окончательное предложение о пересмотре конституции, которое получит необходимую поддержку обеих палат парламента.