Кургинян рассказал о многовековых концепциях Пяста и Ягеллона в Польше

Изображение: Ян Матейко. Конгресс Ягеллонских королей в Вене в 1515 году. 1879
Встреча императора Максимилиана I с братьями Владиславом II Ягеллоном и Сигизмундом I
Встреча императора Максимилиана I с братьями Владиславом II Ягеллоном и Сигизмундом I

Соперничество двух концепций — Пяста и Ягеллона — тянется в Польше с древнейших времен и до настоящих дней. Об этом заявил политолог и философ, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 9 июня в эфире передачи «Кургинян: что значит поцелуй Зеленского и Дуды, или В чем предназначение России», 9 июня вышедшей на Youtube-канале движения.

Сергей Кургинян напомнил о неизменном обстоятельстве польской истории. Он объяснил, что существует две концепции построения польского государства, каждая из которых предполагает различную стратегию Польши по отношению к соседям.

«Польские концепции от древнейших времен и поныне называются именами двух царей — одного легендарного, Пяста — это концепция Пяста, а другого вполне реального — ягеллоновская концепция», — рассказал эксперт.

По его словам, в концепции легендарного короля Пяста содержалось условие построение сильной Польши в пределах существующих границ. А в концепции Ягеллонов предполагалось значительное расширение Польши в образе западной империи за счет восточных колоний.

«По гораздо более поздней концепции Ягеллонов, Польша — это абсолютно мессианская страна, задача которой привести восточно-европейские земли к западным идеалам. Для этого их надо покорить, включить в свой состав в качестве колоний или полуколоний и распространить себя на максимально большую территорию, стать огромной империей», — отметил философ.

Долгое время в Польше преобладала концепция Пяста, пока польская знать не убедила в 1384–1385 гг. литовского князя Ягелло объединить Польшу и Литву, став королем нового государства.

«Ему сказали: „Слушай, а давай-ка будет так, что ты примешь католичество, ты свою Литву введешь в Польшу, ты женишься на соответствующей польской особе и станешь польским королем Владиславом II, сдав Литву и приняв католичество“. Он согласился», — рассказал политолог.

Новое государство Польши и Литвы получило название Речь Посполитая. Внутри Речи Посполитой утвердилась мессианская идея экспансии — завоевания восточных земель. Во времена могущества Речь Посполитая занимала территории современной Польши, Украины, Белоруссии, Литвы, части России, Латвии, Эстонии, Молдавии и Словакии, отметил Кургинян.

Политолог указал на то, что польские армии век от века нападали на Россию, иногда добиваясь значительных успехов. Так было в Смутное время, когда в 1610 году поляки пошли на Москву и Тверь, разорив многие русские северные города. В 1612 году народному ополчению Минина и Пожарского удалось выгнать поляков из Москвы, но пришлось подписать мирное соглашение и признать за польской стороной владение Смоленском и Черниговым.

Регулярные столкновения с поляками продолжались до трех разделов Речи Посполитой в 1772, 1793 и 1795 годах. «И надо понять, что с 1795 по 1917 год у поляков не было государства. Оно была ликвидировано. Всё началось на этом цикле русско-польских отношений тем, что Москва была под поляками, а кончилось тем, что Польши не было вообще на протяжении очень длительного периода времени», — пояснил политолог.

В 1918 году Польша вновь обрела государственность и моментально напала на Советскую Россию, рассказал лидер «Сути времени».

«Речь Посполитая опять заиграла всеми красками. Она стала стремиться к завоеваниям. Украина была ослаблена, Советская Россия тоже, до предела», — описал Кургинян события начала ХХ века. Политолог уточнил, что в итоге СССР удалось договориться о перемирии с Польшей, когда армия Буденного отбросила польские войска до Вислы.