Холодная война США с КНР пойдет не как конфликт с СССР — National Interest

Нынешнее противостояние США и Китая — это новая холодная война, и идти она будет совсем не так, как конфликт с Советским Союзом. Тем не менее опыт победы над СССР может оказаться полезным и для победы над КНР, пишет Роберт Каплан в опубликованной 19 января статье для The National Interest.

Камнем преткновения в отношениях между КНР и США на протяжении многих лет остаются разногласия в таких областях, как торговля, технологии, контроль территорий в Южно и Восточно-Китайских морях, а также права человека. Местами это противостояние выливается в открытые нападения, как это произошло в киберсфере, где нападкам с китайской стороны подверглись личные данные и техническая информация американских военных. С обеих сторон наблюдается наращивание сил, хотя ни та, ни другая сторона не хочет начинать прямое военное столкновение.

«Иными словами, речь идет о холодной войне, но крайне отличной от той, которую вели США и Советский Союз», — подчеркнул Каплан.

Прежде всего автор отмечает, что Китай «превосходит Советский Союз по своему культурному гению и географическому потенциалу». Так, северное побережье СССР было покрыто льдом большую часть года, тогда как сама Россия исторически была страной с холодным климатом, из-за которого нельзя говорить о стабильном сельском хозяйстве. Не обладает страна и естественными границами. Побережье же Китая — это широкая полоса, находящаяся в умеренной климатической зоне и распложенная поблизости от крупных транспортных путей. Если прибавить к этому значительные природные богатства, то можно говорить о том, что КНР располагает потенциалом быть и сухопутной, и морской державой. Кроме того, благодаря долгой истории смены правящих династий в КНР выработался механизм трансфера власти, более надежный, чем в исторической России.

«Россия экспортирует незначительное количество потребительских товаров, тогда как китайская мобильная сеть пятого поколения, возглавляемая компанией Huawei Technologies, представляет для США серьезного конкурента», — указывает автор, напоминая, что Китай играет ключевую роль в производстве таких популярных товаров, как телефоны марки Iphone.

«Это не старый Советский Союз, который мог производить водородные бомбы и мало что еще», — добавил он.

Если прошлая холодная война вращалась вокруг первенства в области ядерного оружия, то ядром нынешний станет превосходство в кибернетических и иных информационных технологиях.

«Первая холодная война была про большое: танковые батальоны и ядерные боеголовки. Вторая будет про малое: кремневые чипы и электронные схемы», — считает автор.

Кардинальным образом отличаются и условия, в которых происходят столкновения Пекина и Вашингтона. Так конфликт США и СССР начинался в самый разгар индустриального века. Нынешнее же противостояние знаменует собой вторую фазу постиндустриальной глобализации. Если первая глобализация, начавшаяся после падения Берлинской стены, привела к объединению мира и появлению нового среднего класса, то вторая разобщит планету, разделив ее на различные политические, торговые и технологические домены.

Более того, если в разгар холодного противостояния с СССР бывший президент США Ричард Никсон и его советник по национальной безопасности Генри Киссинджер смогли сблизиться с Китаем против Советского Союза, то теперь мало надежды на то, что нынешние США смогут сблизиться с Россией против КНР, поскольку Пекин и Москва сейчас стали скорее союзниками, чем противниками, находящимися на грани войны, как это было в 1969 году.

Тем не менее некоторые вещи, например, дипломатия и использование вопроса прав человека в качестве «рычага давления», не потеряли своей актуальности. В связи с чем Каплан призывает США обратить самое пристальное внимание на этническую напряженность в китайском Синьцзян-Уйгурском автономном районе, где китайские власти активно ущемляют права местного населения.

Вторая холодная война только начинается и будет идти в совершенно новых условиях, но как и в случае с Советским Союзом, основная цель — не нанести противнику поражение напрямую, а выждать его поражение: по мере того как средний класс Китая будет расширяться, страна может столкнуться с теми же внутренними проблемами, которые имели место в Гонконге, Латинской Америке и на Ближнем Востоке.

«Налицо фундаментальные отличия этих двух холодных войн. Тем не менее для того чтобы одержать верх, мы должны сконцентрироваться на том, что между ними похожего: необходимости открытого диалога и использование своих сильных сторон — либеральных ценностей перед лицом все более глубоко проникающих в личную жизнь человека технология», — заключил автор, варажая надежду на то, что нынешняя холодная война закончится также как первая в 1989 году.

Напомним, в стремлении добитсья возвращения американского капитала назад в страну президент США Дональд Трамп стал вводить заградительные пошлины на товары из ряда стран, в том числе и КНР. В первую очередь официальный Вашингтон поднял пошлины на импорт стали и алюминия, за этим последовало увеличение пошлин на целый спектр товаров из Китая.