Даже однократный стресс нарушает нейронные связи в мозге — исследование

Тревожность

Механизм нарушения связей между клетками головного мозга из-за стресса открыли учёные из США. Отчёт об их работе 22 апреля опубликован в Journal of Neuroscience.

Исследователи из Медицинской школы Нового Орлеана воздействовали на лабораторных грызунов запахом хищника, пытаясь смоделировать для них ситуацию стресса. Затем учёные наблюдали за изменениями в организме мышей.

Оказалось, что однократного стрессового воздействия достаточно, чтобы вызвать длительные изменения в работе нейронных клеток, называемых астроцитами. При стрессе у подопытных повышался уровень гормона норадреналина, который в свою очередь прерывал воздействие белка GluA1 на астроциты. GluA1 контролирует формирование и пластичность астроцитов.

Исследователи наблюдали, как в ответ на стресс тонкие отростки астроцитов сокращаются и отрываются от других клеток и синапсов. Этот процесс ослабляет связи между клетками и затрудняет или делает невозможным передачу между ними важных химических веществ, ответственных за настроение.

Руководитель данного научного проекта доктор Си-Цион Джун Лю считает, что его команда описала один из механизмов образования таких нервно-психических расстройств, как повышенная тревожность, депрессия и наркомания. Ученые надеются, что открытая ими связь между норадреналином, белком GluA1 и астроцитами поможет медикам разработать новые методы профилактики или лечения последствий стресса у людей.

Напомним, не все клетки мозга являются нейронами. От 33% до 66% из них составляют глиальные клетки.

Астроциты являются наиболее распространенным типом глиальных клеток и имеют решающее значение для формирования и поддержания синаптических связей. Эти звездообразные клетки имеют конечности, или «тонкие отростки», которые простираются наружу от центра клетки.

Нейроны мозга образуют связи, или «синапсы», через которые они химически обмениваются информацией. Однако астроциты являются третьим участником в этом процессе. Когда астроциты недоступны нейронам, последние разрушаются и, в конечном итоге, отмирают.