logo
Новости
/ Вильнюс

Литва хочет контролировать российский транзит

Состав грузового поезда.Состав грузового поезда.
Александр Латышов© ИА Красная Весна

О недопустимости раздробления государственного предприятия — железнодорожного перевозчика заявил глава Министерства транспорта и коммуникаций Литвы Рокас Масюлис, сообщает 24 октября ТАСС.

«Необходимо помнить, что Литва обеспечивает транзит в Калининград. В интересах не только Литвы, но и всей Европы, чтобы транзит в эту зону находился под контролем», — заявил министр. Он выразил опасение, что при утрате госконтроля и раздроблении монополиста на несколько мелких предприятий, контроль за ними может захватить Россия.

«Европа сначала не понимала, что из себя представляет этот транзит, а потом поддержала нас в необходимости предоставления исключений, чтобы всё в Литве было в одних руках, потому что в конечном счете это в интересах всей Европы», — сказал Масюлис, чтобы напомнить, что этот вопрос уже поднимался в 2004 году, при вступлении Литвы в ЕС.

Заявление министра было вызвано тем, что недавно посетившая Литву еврокоммисар по вопросам конкуренции Маргрете Вестагер призвала к разделению «Железных дорог Литвы».

Напомним, что по железной дороге через Литву проходят не только грузы в Калининград, но и существенная часть российского экспорта в страны Европы. Транзит российских грузов составляет существенную часть ВВП прибалтийских республик.

Напомним также, что с 2016 года Россия начала активнее сокращать транзит через Прибалтику. В частности, «Транснефть» уже сократила транзит через Прибалтику вдвое, а с 2018 года полностью переходит на использование российских портов для экспорта. В Калининграде строится терминал для приема сжиженного природного газа, в августе этого года подписано постановление Правительства РФ о построении трех дополнительных паромов для курсирования между Балтийском и Усть-Лугой.