В янтаре возрастом 30 млн лет обнаружена златоглазка, похожая на богомола

Изображение: (сс) Gilles San Martin
Златоглазка-богомол

Златоглазка-богомол впервые была найдена в балтийском янтаре в Калининградской области, заявили ученые в новом исследовании, 22 марта сообщает Phys.org.

Златоглазки-богомолы (Mantispida) — мелкие хищные насекомые имеют длину 5-47 мм и выдающиеся хватательные лапы, которые действуют как ловушки для ничего не подозревающей добычи. Из-за этих лап они очень напоминают богомола.

Несмотря на то, что эти насекомые имеют долгую геологическую историю, начиная с мелового периода, в балтийском янтаре не было зарегистрировано ни одной взрослой особи. Это удивительно, учитывая, что месторождение ископаемых является крупнейшим и одним из наиболее изученных в мире.

Ситуация изменилась в прошлом году, когда исследовательская группа Университета Людвига-Максимилиана в Мюнхене наткнулась на прекрасный образец с рудника Янтарный в Калининградской области.

Проанализировав его морфологию, палеонтологи выяснили, что он был тесно связан с сохранившимся родом златоглазок Mantispa. Однако важные признаки насекомого были скрыты белой пленкой, которая покрывает многие окаменелости в балтийском янтаре. Это делало невозможным окончательное подтверждение вида насекомого.

Месторождения балтийского янтаря сформировались в эпоху среднего и позднего эоцена (38-33,9 млн лет назад) в Северной Европе. Климат этого района в то время был умеренно-теплым.

«Такой климат на самом деле идеально подходит для сохранившихся чешуекрылых богомолов, — сказал Виктора Баранова из Университета Людвига-Максимилиана. — Таким образом, логично предположить, что неподходящий климат не был главной причиной редкости этих животных в балтийском янтаре».

Анализируя, как со временем менялась форма крыльев богомола, ученые обнаружили удивительную тенденцию — начиная с мелового периода разнообразие формы их ног уменьшилось. «В то время как форма хищных ног в меловом периоде характеризовалась эклектичным, удивительным разнообразием, более поздние златоглазки-богомолы имеют довольно однородную форму лап хищников», — пояснил Баранов.

По мнению ученых, уменьшение лап было вызвано резкими биотическими изменениями после вымирания в меловом-палеогеновом периоде, когда погибли динозавры, которые возможно, привели к тому, что окружающая среда стала менее благоприятной для богомолов, что, в свою очередь, уменьшило их разнообразие.