«Досье Пандоры» объяснило, как краденые кхмерские статуи попали в Австралию

Данте Габриэль Россетти. Пандора (фрагмент)
Данте Габриэль Россетти. Пандора (фрагмент)
Данте Габриэль Россетти. Пандора (фрагмент)

Новый свет на деятельность контрабандиста древностей Дугласа Латчфорда по продаже добытых нелегальным путем кхмерских статуй из Камбоджи пролили документы из «досье Пандоры», пишет 5 октября Guardian Australia.

Документы Пандоры, коллекция из миллионов документов, полученных Международным консорциумом журналистских расследований, раскрыли новые подробности того, как Латчфорд предположительно использовал оффшорные трасты, чтобы утаить миллионы долларов от торговли в основном кхмерскими артефактами. Но, по информации издания, власти Камбоджи и других стран Юго-Восточной Азии меньше озабочены тем, куда пошли деньги, и больше заинтересованы в том, как вернуть пропавшие артефакты, часть из которых попала в галереи Австралии.

В обвинительном заключении от 2019 года Дугласа Латчфорда утверждается, что примерно с 2000 по 2012 год он «участвовал в мошеннической схеме продажи награбленных камбоджийских древностей». Обвиняемый не дожил до окончания следствия по делу и исполнения приговора, скончавшись в 2020 году.

В феврале 2021 года, дочь Латчфорда Джулия Латчфорд, также известная как Навапан Криангсак, уже передавала камбоджийскому правительству более 100 предметов, которые составляли обширную коллекцию кхмерских артефактов ее отца. Но многие другие, связанные с ним, остаются в галереях по всему миру, в том числе в Национальной галереи Австралии (NGA) и Художественной галерее Нового Южного Уэльса.

Среди спорных предметов, обнаруженных благодаря документам «досье Пандоры», более 80 предметов в Художественной галерее Нового Южного Уэльса, завещанных из поместья Алекса Бьянкарди, бывшего австралийского торговца текстилем и плодовитого коллекционера произведений искусства из Юго-Восточной Азии, который жил между Сиднеем и Лондоном. Он умер в 2000 году.

Бьянкарди купил несколько предметов из своей коллекции у аукционного дома в Лондоне, который в обвинительном заключении США был определен как один из путей, используемых Латчфордом для продажи камбоджийских древностей.

«Проблемное» происхождение оказалось и у тройной статуи из чамской бронзы девятого века, которое, как полагают, было украдено и продано через Дугласа Латчфорда. Когда она была куплена галереей за 1,5 миллиона долларов США в 2011 году, экспонат был назван тогдашним директором NGA Роном Рэдфордом как «возможно, самая необычная работа, приобретенная в этом году». Теперь галерея выясняет, откуда именно была украдена реликвия, чтобы вернуть ее бывшим владельцам.

И это не первые экспонаты галерей, в отношении происхождения которых возникли вопросы. Проблемы NGA уходят корнями в 1980-е годы, когда она быстро расширила свою коллекцию по Юго-Восточной Азии. Ранее основное внимание было сосредоточено на предметах, которые галерея приобрела у нью-йоркского дилера Субхаша Капура и его галереи «Искусство прошлого».

Среди них была 600-летняя бронзовая статуэтка танцующего Шивы, которая была центральным экспонатом коллекции NGA. Предположительно, Шива был украден из храма в Тамилнаде. В 2014 году австралийское правительство возвратило реликвию на родину.