Композиты для «черного крыла» самолета МС-21 попали под санкции

Изображение: (cc) Denis Fedorko
Самолет MC-21
Самолет MC-21

Поставка композитных материалов для изготовления композитного крыла самолета МС-21 прекращена компаниями США и Японии, 10 января сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в авиастроительной отрасли.

По словам источников издания, ряд компонентов, изготавливаемых американской Hexel и японской Toray Industries, прекратили поставляться в Россию из-за санкций США в отношении АО «Аэрокомпозит» и АО «ОНПП „Технология“ имени Ромашина». С применением этих композитов изготавливались крыло и части киля нового среднемагистрального самолета МС-21.

Имеющийся в наличии запас необходимых импортных компонентов достаточен для изготовления лишь шести самолетов. Для замены американских и японских материалов рассматривается вопрос заказа китайских композитов худшего качества, либо изготовление компонентов на российских предприятиях.

Однако вариант замены на отечественные материалы потребует проведения длительных опытно-конструкторских работ и дополнительной сертификации, что повлечет за собой смещение сроков изготовления самолетов по уже заключенным контрактам. Из-за отсутствия в настоящее время в России производителей таких материалов, конкретные сроки восстановления поставок компонентов для изготовления композитного крыла собеседники издания назвать не смогли.

В случае замены композитного крыла на металлическое МС-21 потеряет свои конкурентные преимущества по сравнению с передовыми аналогами Boeing и Airbus. Поэтому, как сообщил источник издания в Ростехе, такой вариант даже не рассматривается.

Напомним, изготовление самолетов МС-21 производится на заводе «Иркут», входящем в Объединенную авиастроительную корпорацию. Первым обладателем серийного экземпляра нового МС-21 станет иркутская авиакомпания «ИрАэро».

Также контракт на поставку 175 лайнеров заключен с «Аэрофлотом». Однако как раз этот контракт уже попадает под риски срыва сроков из-за блокировки импортных композитных материалов.

Комментарий редакции

Значение качественного углеволокна для транспортной и военной техники очевидно. Есть большие вопросы к качеству отечественных компонентов, используемых в композитах. Особенно это касается углеродного волокна. Нередко в случаях, когда невозможно использовать импортное волокно, разработчики попросту отказываются от композиционных материалов. Для решения проблемы необходима радикальная техническая реконструкция соответствующей технологической базы и какое-то время на отладку производства.

Проблема импортозамещения в авиастроении встала во всей полноте в 2014 году и есть большие вопросы к тому, что удалось сделать за прошедшие 4 года для импортозамещения в области композиционных материалов. Более того: с большой помпой было запущено производство «черного» цельнокомпозитового крыла для нового магистрального самолёта МС-21. Мало того, что все оборудование этого производства импортное, но оно еще и использует и импортное углеволокно!

Важно, что технология «намотки» (укладки углеволокна) — конструкции «черного» крыла принципиально близка к технологии намотки корпусов твердотопливных двигателей баллистических ракет «Ярс», «Булава», «Искандер» и «Кинжал». Причем, если в каких-то других областях отказ от композиционных материалов теоретически возможен, то в корпусах РДТТ им альтернативы нет. Так у нас что — и в этой области тоже используются импортные волокна?