Турция ответила на обвинения о смене статуса собора Святой Софии на мечеть
Сохранить собор Святой Софии в Стамбуле после превращения в мечеть объектом всемирного наследия ЮНЕСКО обещают власти Турции, заявил 13 июля глава МИД страны Мевлют Чавушоглу.
Он заявил, что удивлен некоторыми заявлениями со стороны ЮНЕСКО. По его словам, до 1934 году собор работал как мечеть и в нем ничего не разрушалось. В Турции уважают мнение тех, кто обеспокоен сохранением собора как всемирного наследия. «Мы должны сохранить наследие, которое оставили нам предки», — сказал он.
Мевлют Чавушоглу напомнил властям Греции, критикующей решение Турции о смене статуса Айя-София, о том, что та является единственной страной, в столице которой нет ни одной мечети, а также о том, что в ней были запрещены призывы к молитве под предлогом борьбы с коронавирусом.
Он также ответил тем, кто упрекает власти Турции в нарушении воли Ататюрка, по решению которого мечеть Айя-София стала музеем в 1934 году. По его словам, «важно то, кто ведет Турцию к целям, поставленным Ататюрком».
Выражение «Язык дан дипломату для того, чтобы скрывать мысли» хорошо подходит к речи турецкого министра. Отказ от использования Айя-Софии в качестве действующей мечети символизировал курс построения национального светского государства, который проводил Ататюрк. Тем самым он отказывался от построения Османской империи.
Отмена этого решения не может говорить ни о чем, кроме того, что Турция уходит с европейского пути развития и ставит приоритетом неоосманизм. Стоит отметить, что на обвинения отвечает не глава Турции Реджеп Тайип Эрдоган, а министр иностранных дел. Номинально все международные формальности соблюдены, но выглядит это, как будто султан через своего визиря напомнил европейским правителям, чтобы не лезли не в свое дело.
Впрочем, сам действующий лидер Турции уже напоминал Европе о его взгляде на совместные отношения, кода в 2011 году ответил президенту Франции Николя Саркози по поводу закона о геноциде армян словами из письма османского халифа султана Сулеймана Великолепного:
«Я, великий султан, хакан всех хаканов, коронующий королей, являюсь земной тенью Аллаха, мое копье пылает огнём, меч мой приносит победу, падишах и султан огромных территорий, которые завоевали наши деды в Средиземноморье, Черном море, Анатолии, Карамане, Сивасе, Зуль-Кадерии, Диарбакыре, Курдистане, Азербайджане, Аджеме, Шаме (Дамаск), Халебе, Египте, Мекке, Медине, Иерусалиме, Аравии и Йемене — султан Сулейман хан.
А вы, король Франции, Франциск, посылая письмо к моим воротам, которые являются приютом королей, вы оповестили нас о вашем пленении и заключении под стражу, так как ваша страна была подвержена оккупации. Чтобы спастись от этого положения, вы взываете ко мне о помощи. Пусть ваши души будут спокойными, не отчаивайтесь. Будет только то, что предписал Аллах. Вы узнаете у своего посла то, что вам необходимо будет сделать. Сын Селима Сулейман. 1526 — Стамбул».