Патриарх Иерусалима: освобождение заложников — шаг к прекращению конфликта
Освобождение некоторых заложников — первый шаг к окончанию продолжающегося конфликта между Израилем и ХАМАС, 25 ноября заявил латинский патриарх Иерусалима кардинал Пьербаттиста Пиццабалла в телефонном разговоре с ватиканскими СМИ.
Как вы прокомментируете новости последних часов?
То, что достигнута договоренность об освобождении хотя бы части заложников, является положительным моментом, поскольку до сих пор единственным каналом связи был военный. Вместо этого, таким образом, мы делаем первый шаг к ослаблению как внутренней, так и международной напряженности. Тогда это также способ начать инициировать другие решения, не являющиеся военными: я имею в виду решения, направленные на прекращение конфликта.
На новость об освобождении заложников отреагировали по-разному, безусловно, с удовлетворением. Но были и некоторые комментаторы, которые считали, что на самом деле сами переговоры каким-то образом представляют собой поражение…
Те, кто — назовем их «ястребами» — хотят отождествить мир с победой, возможно, могут так думать. Но мир, разрешение конфликта, не может быть абсолютной победой одной из сторон, ее не существует. Таким образом, очевидно, что решение не может быть оставлено только военным. Понятно, что политики должны взять ситуацию под контроль, прежде всего обеспечить перспективы, потому что у военных их нет. Ясно, что переговоры, освобождение заложников, являются первыми шагами, которые открывают путь к политическим перспективам Газы после окончания этой войны.
У нас есть сообщения о том, что перемещенные лица на севере Газы пытаются вернуться в большинстве случаев разрушенные дома. Как с этим быть?
Насколько я понимаю, такой возможности пока нет. Некоторые хотят вернуться, потому что ситуация даже на юге Газы, где теснятся все эти миллионы людей, непростая. Они хотят уйти оттуда, я это прекрасно понимаю. Даже наши христиане, запертые внутри этого небольшого комплекса церкви, уже с трудом справляются. Но пока нет четких политических перспектив или ясности относительно следующих этапов, это пока невозможно и даже может быть опасно.
Как можно победить терроризм? Как можно победить такую идеологию, как идеология ХАМАС?
Это не легко. Мы должны постепенно, терпеливо — на это потребуется много времени — устранить все, что подпитывает эту идеологию. Поэтому вам придется удалить корни. Обрезать ветки бесполезно, потому что они могут вырасти заново. Сначала нам нужно дать палестинцам некоторую перспективу. Я сказал это и знаю, что многим это не понравилось: нам нужно дать национальную перспективу, которой у них пока нет. Эта война является очень ярким свидетельством того, что два народа не могут сосуществовать, по крайней мере, в настоящее время. Им придется иметь ясные, определенные и точные перспективы — больше, чем было сделано до сих пор. Есть еще один аспект. Идеология ХАМАС — это также религиозная идеология; поэтому межрелигиозный диалог очень важен, так же как очень важно питать и развивать религиозный дискурс, который не основан на ненависти.