Для Ирана Ирак может стать второй Сирией — Foreign Affairs

Изображение: Владимир Чичилимов © ИА Красная Весна
Ирак на карте
Ирак на карте

Иран может потерять Ирак, а «ось сопротивления» сократится на еще одного союзника, отмечают сотрудники Вашингтонского института ближневосточной политики Майкл Найтс и Хамди Малик 11 марта в статье для американского журнала по внешней политике США Foreign Affairs.

С момента революции в 1979 году Иран создал сеть доверенных организаций по всему Ближнему Востоку. В течение многих лет эта стратегия оказывалась успешной. Медленно, но верно «ось сопротивления» Тегерана приобрела влияние в Ираке, Ливане и Сирии, где она выступала против Израиля и США.

В сентябре 2014 года поддерживаемые Ираном боевики-хуситы захватили крупнейший город Йемена. Вскоре после этого иранский парламентарий сообщил, что его правительство контролирует четыре арабские столицы: Багдад, Бейрут, Дамаск и Сану, пишут авторы журнала.

Аналитики отмечают, что события 2024 года перевернули региональный порядок.

«Иран в значительной степени утратил контроль над двумя из этих четырех арабских столиц. Война Израиля в Ливане уничтожила „Хезболлу“, которая доминировала в Бейруте. В декабре поддерживаемые Турцией суннитские силы вырвали контроль над Дамаском у режима Башара Асада, иранского союзника, который контролировал Сирию на протяжении полувека. Теперь Исламская Республика в ужасе от того, что может упасть еще одна костяшка домино», — пишут Майкл Найтс и Хамди Малик.

Следущей фишкой может стать Ирак. Силы безопасности в Йемене и в самом Иране кажутся достаточно сильными и жестокими, чтобы сохранять контроль над собственным населением. Но союзники Тегерана в Ираке начинают нервничать.

«Поддерживаемые Ираном иракские ополченцы ранее регулярно атаковали американские войска и израильские цели в течение 2024 года, убив трех американских солдат в результате удара беспилотника в марте того года. Но эти ополченцы, похоже, изменили курс. Они не наносили ударов с начала декабря — признак того, что они все больше боятся привлечь внимание Вашингтона», — поясняют аналитики.

Политики Ирака также, похоже, более чем обычно стремятся умиротворить Соединенные Штаты. Правительство Ирака возглавляет премьер-министр Мохаммед Шиа аль-Судани и его коалиция «Координация», тесно связанная с Ираном.

Но команда Судани пошла уже на три компромисса с США в конце января: отменила ордер на арест президента США Дональда Трампа за приказ об убийстве террористов в Багдаде во время его последней администрации; согласилась освободить исследователя из Принстона Элизабет Цурков, которая была заложницей у «Катаиб Хезболла», поддерживаемого Ираном ополчения; приняла жизненно важную поправку к бюджету, которую давно добивались иракские курды, сегмент иракского общества, имеющий самые тесные связи с США. Эти компромиссы указывают на то, что теперь союзники Ирана в Ираке чувствуют себя уязвимыми, считают аналитики из Вашингтонского института ближневосточной политики.

Аналитики предлагают Вашингтону воспользоваться этим моментом, чтобы навсегда снизить уровень иранского контроля в Ираке.

США должны сделать это посредством жесткой дипломатии, угрозы санкций и разведывательных операций. «Такие меры лишат Иран жизненно важного источника финансирования и дадут Соединенным Штатам рычаг в любых переговорах с лидерами режима. Самое главное, это приведет к лучшему управлению для иракцев, которые слишком долго страдали под каблуком Ирана», — пишут они.