То, что городские планировщики и мыслители, такие как Кристофер Александр, Уильям Х. Уайт или Ян Гель, обнаружили благодаря тщательному наблюдению, экологическая нейробиология подтверждает с помощью научных данных

Экологическая нейробиология: как архитектура влияет на психику и здоровье

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563

Мы часто слышим, что среда обитания сильно влияет на человека, на его психику, на его восприятие мира. Об этом так или иначе говорят не только люди, непосредственно связанные с архитектурой, урбанистикой и средовым дизайном, но и те, кто, казалось бы, не имеет к этим вопросам прямого отношения.

Так, в литературе мы встречаем описание городских ландшафтов, интерьеров, через которое автор погружает читателя в психологическое состояние героя. Вспомним Достоевского, в произведениях которого город часто становится еще одним действующим лицом, а люди вступают в очень сложное взаимодействие с ним.

Может ли человек до конца, по своей воле освободиться от влияния так называемого «духа места»? Писатели, художники, архитекторы открывали эмпирическим путем. Теперь ученые из разных университетов исследуют влияние городской среды на мозг и поведение человека.

Статья Андреа Кутьеру «Справедливые города через призму экологической неврологии», вышедшая 24 сентября на самом посещаемом в мире архитектурном портале ArchDaily, посвящена новой области в науке изучения человеческого мозга — экологической нейробиологии. ИА Красная Весна представляет перевод статьи.

Изображение: Берсенева Арина © ИА Красная Весна
Живописный Гурзуф
Живописный Гурзуф
ГурзуфЖивописный

Экологическая нейробиология является новой областью исследований, посвященных влиянию социальной и физической среды на процессы в головном мозге и поведение человека.

Возможности социального взаимодействия, уровень шума и доступа к зеленым насаждениям — характеристики городской среды влияют на наше физическое состояние и имеют важные последствия для нейронных механизмов и функционирования мозга.

Эта область рисует другой образ того, как города влияют на наше здоровье и благополучие, тем самым обеспечивая новый, научный уровень понимания, который может помочь архитекторам, градостроителям и лицам, принимающим решения, создавать более справедливую городскую среду.

Разница между космической психологией и экологической нейронаукой является объектом изучения. В то время как космическая психология изучает влияние окружения на поведение, мысли и чувства, экологическая нейробиология изучает, как окружающая среда влияет на биологические процессы, мозг и нервную систему.

Экологическая нейробиология использует методы визуализации мозга, машины отслеживания глаз и статистические модели для количественной оценки отношений и взаимодействий между человеком и окружающей средой. По сравнению с экологической или космической психологией эта область является относительно новой и включает широкий спектр тем.

Новым примером взаимодействия между дизайном и нейронаукой является нейроархитектура — междисциплинарная область, которая отслеживает изменения в мозге и теле из-за взаимодействия с рукотворной средой. Нейроурбанизм охватывает нейробиологию, архитектуру, городское планирование и социологию и направлен на «понимание проблем психического здоровья городской жизни».

В этих разнообразных и перекрывающихся новых областях знания нейробиология проникает в архитектуру и городское планирование с перспективой повлиять на разработку новых подходов к созданию более здоровой застроенной среды.

В последние годы все более ориентированный на человека подход в урбанистике набирает обороты, и существует стимул для понимания того, как люди реагируют на свое окружение.

Центр дизайна и здоровья (The Centre for Design+Health) в университете Вирджинии использовал мобильную электроэнцефалографию, или мобильную ЭЭГ, чтобы исследовать, «что происходит в мозге, когда он перемещается по городу», по сути, регистрируя эмоции и поведение, вызванные искусственной средой.

Исследовательский проект, тестирующий новые инструменты и методы городского анализа, направлен на то, чтобы понять, как различные городские пространства способствуют конкретным видам деятельности или успеху таких элементов, как публичное искусство.

Общепризнано, что зеленые насаждения в городах имеют основополагающее значение для благополучия граждан. Это тоже подтверждается наукой — лаборатория экологической неврологии в Чикагском университете обнаружила, что даже кратковременное взаимодействие с природной средой, такое как прогулка в парке, может улучшить память и внимание на 20%. Такое поддающееся количественной оценке воздействие на состояние человека и производительность труда может иметь последствия для проектирования рабочей среды и учебных заведений.

Пандемия COVID-19 привлекла внимание к проблеме доступа людей к открытому пространству. По мере того, как города вносили коррективы в то, как они распределяют общественное пространство, «зеленое неравенство» стало болезненно очевидным.

Исследования показали, что доступ к зеленым насаждениям может помочь преодолеть неравенство в области здравоохранения, связанное с доходами. Поэтому, хотя решение проблемы неравенства доходов не входит в задачи архитекторов и городских дизайнеров, профессия может решить эту проблему путем предоставления большего количества зеленых зон для сообществ с низким уровнем дохода.

Известно, что в городах в целом больше проблем с психическим здоровьем, чем в сельских районах. Однако исследование, проведенное Лабораторией экологической неврологии (Environmental Neuroscience Lab) в Чикагском университете, показало, что крупные города способствуют более низким показателям депрессии по сравнению с небольшими городами или пригородами. Это может являться результатом более частого социального взаимодействия, которое архитекторы и градостроители постоянно стремятся облегчить через дизайн общественного пространства.

Исследование, проведенное до пандемии, также открывает новую перспективу для исхода из высокоплотных городов, катализируемого кризисом в области здравоохранения и его долгосрочными последствиями не только для городской жизни, но и для благосостояния городских жителей.

То, что городские планировщики и мыслители, такие как Кристофер Александр, Уильям Х. Уайт или Ян Гель, обнаружили благодаря тщательному наблюдению, экологическая нейробиология подтверждает с помощью научных данных.

Архитектура и городское планирование становятся коллективными и междисциплинарными, а процесс проектирования дополняется все более разнообразными областями знаний. И экологическая нейробиология предоставляет еще один профессиональный аспект для принятия проектных решений и городскую политику.

Исследования в этой новой области должны повлиять на дизайн застроенной среды для улучшения психического и физического здоровья и благополучия.