Выставочка под столетие революции: «культурочка» вместо культуры
Революцию в ее иронической интерпретации показывают посетителям Музея нонконформистского искусства организаторы и участники фестиваля «Искусство Революции / Революции Искусства», проходящего в Санкт-Петербурге. Об этом 15 октября заявила преподаватель истории искусств Ксения Дивненко в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.
«В позднесоветское время новые авангардисты выступали как художественная оппозиция, не принимающая канонов официального искусства. Это был бунт. И главным оружием бунтовщиков была ирония. Они иронизировали над недостатками советского строя, которые, безусловно, были. Над советскими идеалами. Советский Союз распался 26 лет назад. Последствия этого были чудовищны... Сегодня художники могут творить свободно. Однако, вместо по-настоящему глубокого осмысления случившегося мы снова видим этот безумный карнавал», — подчеркнул эксперт.
На выставке представлено множество призведений различных видов искусства. В том числе «Мировая карта коммунистической революции 1917-2017», на которой советские войска стоят в один ряд с войсками фашистской Германии.
Одной из центральных работ является «Контрколлаж» (представлен выше).
«Мы можем взглянуть на коллаж, находящийся в большом зале музея, на которой изображен Ленин. Мы видим фотографию Ленина, и рядом с ней ироничную надпись «искусствочко» и «культурочка», а также «Ленин жил. Ленин умер. Ленин мертв». С одной стороны мы видим революционный образ — портрет Ленина, стилизованный под революцонный плакат. С другой — ироничное высмеивание данного персонажа. В сущности мы получаем вывернутый на изнанку смысл», — прокомментировала данную работу Дивненко.
Кроме того, в ходе открытия фестиваля прошло массовое действо. Колонна людей, держась друг за друга, прошлась по залам с куклой мертвого ребенка с лицом Ленина и Сталина. Куклу назвали «гибрид Сталенин».
Также на фестивале представлены работы, посвященные массовым протестным акциям, проходившим в 2011—2012 годах в Москве на Болотной площади и событиям арабской весны.
Уточним, что история Арт-центра «Пушкинская 10» началась в 1989 году с возникновения содружества художников, музыкантов и других деятелей неофициального искусства. Позднее была зарегистрирована негосударственная организация, которая теперь называется Товарищество «Свободная культура». Ядром Товарищества «Свободная культура» стали художники «второй волны» неофициального искусства Ленинграда из Товарищества Экспериментального Изобразительного Искусства (ТЭИИ), созданного в 1981 году.
Убийство идеального или содержания всегда происходит через иронию и смех. Вставьте в руку Медного всадника сникерс — и образ Петра Великого превратится в образ Петра смешного… Смена идеалов — объективный исторический процесс. Здесь же речь идет о ликвидации идеального как такового.