National Interest: реваншизм КНР, РФ и других — главный вызов для Байдена

Лионель Руайе. Верцингеторикс сдается Цезарю. 1899
Лионель Руайе. Верцингеторикс сдается Цезарю. 1899

Главной проблемой правления нового главы Белого дома Джо Байдена станет вызов реваншизма региональных и мировых держав, желающих вернуть под свой контроль прежние территории, пишет Майкл Рубин в статье, вышедшей 29 декабря в The National Interest.

Рубин отмечает, что президент Дональд Трамп и его сторонники высоко ценят то, что он стал первым главой Белого дома со времен Джимми Картера, который не втянул США в новый иностранный конфликт. Безусловно, после почти двух десятилетий войны в Афганистане и почти пятнадцати лет в Ираке американский электорат ценит военную сдержанность. Однако между сдержанностью и отказом от глобального лидерства есть тонкая грань, которую Трамп пересек на лету, и теперь с последствиями подобного шага придется платить в области международной безопасности.

Основная проблема в ирредентизме — стремлении стран вернуть себе контроль над бывшими территориями, а также их готовность добиться этого с помощью военной силы. С учетом того, что большое число различных режимов бросают вызов послевоенному устройству мира, а США либо не готовы, либо не могут противостоять им, задача развития этих тенденций огромен.

В частности, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган страдает крайне агрессивными неоосманистскими замашками: он стремится с помощью прошлых связей различных стран и народов с Османской империей укрепить влияние и мощь Турции. Однако у бывших подданных Османской империи были совсем другие воспоминания о турецком империализме, чем у большинства граждан современной республики.

Сегодня проправительственные СМИ показывают карты, на которых видно, что республика полностью поглощает Армению и Кипр и включает в себя части Ирака, Сирии, Греции и Болгарии. То, что Анкара теперь, похоже, действует в соответствии с такими амбициями, вызывает беспокойство, особенно с учетом того, что Эрдоган может спровоцировать конфликт для отвлечения внимания турецкой общественности от его все более острых проблем в экономике.

Вызывает опасения и Азербайджан, удививший всех в конце сентября тем, что пошел на вторжение в Нагорный Карабах. Еще большее беспокойство должна вызвать речь президента страны Ильхама Алиева на параде в честь победы, на котором он заявил, в частности, что армянская столица Ереван принадлежит Азербайджану.

«Неоднократные претензии Алиева на территорию Армении должны побудить аналитиков задаться вопросом не о том, будет ли новая война, а о том, когда. Тот факт, что в такой конфликт могут оказаться втянутыми Россия и Турция, должен вызвать тревогу, учитывая членство Турции в НАТО», — подчеркнул Рубин.

Однако подобная проблема не ограничивается лишь малыми странами. Так, например, «империалистическая держава» Китай «стремится распространить свою власть дальше за границу, уничтожая при этом неханьское население внутри страны». Китайский лидер Си Цзиньпин в одностороннем порядке отменил самоуправление Гонконга на десятилетия раньше и теперь угрожает Тайваню, стране, которая, несмотря на заявления Пекина, редко подчинялась правлению материкового Китая.

Читайте также: Foreign Affairs: что бы ни случилось, США не должны отдавать Тайвань Пекину

«Возможность нападения Китая на Тайвань реальна, но не менее опасна агрессия Китая против Индии. Китайские власти могут увидеть в уходе США из Афганистана и отвлекающих факторах, связанных со сменой президента, зеленый свет для продвижения собственного стремления Китая к господству над Гималаями», — указал аналитик, обращая внимание на то, что целью китайской экспансии могут стать не только Индия и Пакистан, но и Непал.

В том же ключе стоит рассматривать и деятельность Китая в Южно-Китайском море.

Подобная ситуация наблюдается повсюду: чувствуя, что США и международное сообщество отвлечено другими проблемами, страны по всему миру начинают проводить собственную политику по дестабилизации: на сегодняшний день эритрейские войска участвуют в конфликте в Тигре, эфиопские силы напали на Судан, Иран оправдывает свои усилия по подрыву правительств в Йемене, Ливане и Ираке тем, что его стратегические границы достигают Восточного Средиземноморья и Аденского залива.

«Аналитики сомневаются не в том, что президент России Владимир Путин предпримет шаги для дальнейшего расширения российского влияния, а скорее в том, где: на Балканах, в Прибалтике или, возможно, в Белоруссии или в Казахстане», — заявил Рубин.

Все довольно просто: пока сторонники сдержанности могут высоко оценивать усилия Трампа по прекращению «бесконечных войн», а поборники прогресса — возлагать надежды на глобальное лидерство США, за вакуум, который возникает из-за зацикленности США на своих проблемах, приходится платить. Соединенные Штаты «никогда не были катализатором конфликта», а скорее были «крышкой скороварки». Отказа США от своей роли дает возможность «диктаторам и деспотам» преследовать собственные реваншистские цели. Тогда перед Байденом встает вопрос: закроет ли он глаза на эту тенденцию, как это когда-то сделали Трамп и Обама, или признает, что либеральный порядок после Второй мировой войны не может существовать, если никакая сила не желает укреплять его опоры.

Напомним, избранный американский президент Байден заявил, что США необходимо адаптировать к современным реалиям приоритеты своей оборонной политики для ответа на вызов, который, по его мнению, исходит от России и Китая.

Читайте также: США не смогут давить на РФ и КНР одновременно — Пушков