Зрители «Кинотавра» признали лучшим фильмом «страшную сказку» про чекиста

Изображение: Цитата из х∕ф «Восхождение». Реж. Лариса Шепитько. 1976. СССР
Момент предательства
Момент предательства

Победителем зрительского голосования на 32-м «Кинотавре» стал фильм Натальи Меркуловой и Алексея Чупова «Капитан Волконогов бежал», 25 сентября сообщает портал «КиноПоиск HD».

Портал выступил в качестве партнера голосования. Сообщается, что абсурдная драма с участием актера Юрия Борисова набрала 8,7 балла из 10.

Действие фильма разворачивается в 1930-е годы в СССР. Сотрудник правоохранительных органов Федор Волконогов верно служит советскому государству, без сомнения выполняет приказы, руководство им гордится. Однако в 1937 году начинаются чистки, которые доходят до отряда капитана. Объявленный преступником Федор решается бежать, однако к нему с того света является бывший соратник, который сообщает, что все другие соратники попали в ад. Единственный шанс Волконогова избежать ада — выпросить прощения хоть у одной жертвы.

В одном из интервью авторы фильма Меркулова и Чупов подчеркнули, что сняли не историческую драму, а ретроутопию, притчу, страшную сказку. Также они пояснили, что источником их сценариев и фильмов стали страхи. При этом они признались, что они сами полностью состоят из комплексов, страхов и проблем, а кино, как способ психотерапии, помогает с ними жить.

Создатели фильма пояснили, что их интересует, где в человеческом сознании проходит полоса между ролью жертвы и ролью истязателя. По их словам, потустороннее в их фильме играет роль проекции сознания главного героя.

Комментарий редакции

Во-первых, необходимо обратить внимание, что зрителя манипулятивно подводят к бездоказательной мысли, что все сотрудники НКВД — преступники. Во-вторых, авторы также манипулятивно подменяют понятия утопии и антиутопии. В-третьих, авторы сами признаются, что тему подлинной трагичности предвоенных лет они подменяют на исследование собственных страхов и комплексов, при этом в стиле абсурда и аттракциона. А вот венгерскому режиссеру Золтану Фабри в своем фильме «Пятая печать» не понадобилось прибегать к иронии и абсурду для того, чтобы исследовать тему выбора между тираном и рабом. Самое печальное, что зрители съели яркую абсурдную обертку и не поперхнулись исторически лживым содержанием.