После Путина по Курилам «решения не будет» — японский депутат
Претензии Японии на острова Курильской гряды могут быть удовлетворены только при президентстве Владимира Путина, заявил депутат верхней палаты парламента Японии Мунэо Судзуки, 5 июня сообщает информагентство Kyodo.
«Территориальный вопрос удастся решить, лишь пока Путин занимает должность президента РФ. Упустив эту возможность, мы навсегда оставим его нерешенным», — заявил депутат Судзуки.
Разногласия между Японией и Россией относительно Курильских островов формально возникают из-за разночтений последнего официального документа на эту тему — Московской декларации от 1956 года. Разрешение спора выгодным для Японии способом — передачей островов от России — осложнилось тем, что в Конституцию России был добавлен запрет на передачу территорий.
Возможно, японцы надеются на то, что введенный при президенте Путине запрет на передачу территорий будет при нем же и обойден.
Отметим, что история споров вокруг Курильских островов началась отнюдь не при СССР (см. статью «Территориальные споры на дальневосточных рубежах России» в № 196 газеты «Суть времени»). Еще в 1779 году императрица Екатерина II объявила коренных жителей островов Уруп, Итуруп и Шикотан Курильской гряды айнов (или, как тогда их называли, «мохнатых курильцев») подданными Российской империи. Острова перешли под управление Японии позже, в ходе того, что доктор исторических наук Анатолий Кошкин называет территориальными уступками России ради добрососедства с Японией в отдаленном крае, снабжение которого вызывало трудности.
7 февраля 1855 года (26 января по старому стилю) Россия по «Симодскому трактату» уступила Японии острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи ради открытия для торговли портов Нагасаки, Симода и Хакодатэ. Остров Сахалин две страны использовали совместно, он оставался неразделенным.
7 мая 1875 года (25 апреля) Россия по Петербургскому договору отдала Японии все принадлежащие ей на тот момент 18 островов Курильской гряды севернее острова Уруп, в обмен на безраздельное пользование Сахалином. Историк Кошкин называет это сдачей Курил «в обмен на формальное признание Японией российских прав на Сахалин, который и так фактически принадлежал России».
В следующий раз граница опять изменилась в пользу Японии: 5 сентября 1905 года (23 августа по старому стилю) Россия потерпела поражение в Русско-японской войне и отдала Японии по Портсмутскому мирному договору южную часть острова Сахалина и прилегающие к ней острова.
Дальше наша страна прошла через потрясения Первой мировой войны, Февральской революции, Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны. Японцы во время последней оказывали поддержку войскам адмирала Колчака и атамана Семенова, но Советская Россия выстояла.
20 января 1925 года Советский союз и Япония установили дипломатические отношения подписанием Конвенции об основных принципах взаимоотношений. СССР признавал границы по Портсмутскому договору, не разделяя политическую ответственность с царским правительством за его заключение, а также объявлял проблематичными все следующие договора, заключенные с Японией до 7 ноября 1917 года.
В 1941 году началась Великая Отечественная война, в ходе которой СССР и Япония придерживались нейтралитета, согласно подписанному в Москве 13 апреля 1941 года пакту. На Ялтинской конференции 11 февраля 1945 года одолевающий гитлеровскую Германию СССР заключил с США и Великобританией договор о своем вступлении в войну с Японией, членом гитлеровской коалиции, через несколько месяцев после победы над Германией. За это вступление СССР получал все острова Курильской гряды и остров Сахалин целиком, то есть полную отмену уступок царской России в пользу Японии.
26 июля 1945 года США, Великобритания и чанкайшистский Китай в Потсдамской декларации потребовали от Японии ограничить свою территорию островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку (Курильские острова в декларации не упоминались). СССР присоединился к этой декларации 8 августа 1945 года, в заявлении правительства объяснив, что «союзники обратились к Советскому Правительству с предложением включиться в войну против японской агрессии и тем сократить сроки окончания войны».
2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции. 29 января 1946 года американский генерал Дуглас Макартур в рамках Меморандума № 677 исключил Курильские острова (Шикотан и Хабомаи) из состава Японии, а 2 февраля Президиум Верховного Совета СССР объявил о создании на этих территориях Южно-Сахалинской области.
При Хрущеве, 19 октября 1956 года в Московской декларации было закреплено восстановление дипломатических отношений между СССР и Японией, а также заявлено о ряде уступок со стороны СССР. Самой главной была уступка из статьи № 9: «…Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией».
По декларации СССР явным образом получал снятие всех претензий с начала войны 9 августа 1945 года, а неявным — надеялся получить гарантию нейтралитета Японии в холодной войне Запада с СССР, отсутствия американских военных баз близ своих восточных границ. Услышав предложение передать острова Японии, ее полномочный представитель на переговорах с СССР 1955–1956 гг. Мацумото Сюнъити «не поверил своим ушам». Премьер-министр Японии Хатояма Итиро выгодную Японии декларацию подписал, хотя Госсекретарь США Джон Даллес, как указывает эксперт Анатолий Кошкин, «открыто пригрозил: если японское правительство признает советскими Курильские острова, то США навечно сохранят за собой остров Окинава и весь архипелаг Рюкю».
Вскоре Итиро на посту премьер-министра сменил проамериканский Киси Нобусукэ (дед Синдзо Абэ) — и Япония стала уклоняться от продолжения переговоров с СССР. Как обоснование японцы стали требовать возвращения уже не двух, а четырех островов, добавив к списку наиболее освоенные Кунашир и Итуруп.
В 1960 году США получили от де-факто окуппированной Японии разрешение на военные базы и содержание военных контингентов на территории последней. В ответ СССР (27 января 1960 года) заявил о согласии передать Шикотан и Хабомаи только после вывода всех иностранных войск из Японии и заключения мирного договора между СССР и Японией. С тех пор ситуация остается в подвешенном состоянии: Япония требует сначала острова, а затем обещает мирный договор, а Россия указывает на то, что в Московской декларации 1956 года первым идет мирный договор.
Против мирного договора Россия-Япония выступает как часть японской элиты, так и США, не желающие сближения двух стран в условиях новой холодной войны.
Отметим, исследователь истории территориальных споров на Дальнем Востоке Антон Безносюк считает нужным зафиксировать, что «никакие территориальные уступки не давали в долгосрочной перспективе нашей стране особого положительного результата».