Иран перестал «притворяться демократией» — Israel Hayom

Изображение: Никита Кузьмин © ИА Красная Весна
Иран
Иран
Иран

Последние выборы в Иране запомнятся как время, когда исламистская республика перестала притворяться демократией, заявила журналист газеты Israel Hayom Тамар Гиндин 20 июня в своей статье «Иран не усвоил урок».

Она напомнила, что в Иране была зафиксирована самая низкая явка избирателей в своей истории — менее 50% иранцев пришли на избирательные участки. По ее словам, «недемократическая система, благодаря которой Ибрагим Раиси стал президентом, начинается с Совета стражей, который отвечает за отбор кандидатов в президенты и одобрение или наложение вето на законы, принятые в иранском парламенте».

Из 592 таких кандидатов было одобрено только семь, в результате чего были дисквалифицированы многие видные деятели, в том числе бывший президент Махмуд Ахмадинежад, нынешний вице-президент Эсхак Джахангири и бывший спикер парламента Али Лариджани.

По словам журналиста, большинство молодых иранцев никогда не слышали о Раиси еще четыре года назад, однако старшее поколение помнит, что в 1980-х годах он был членом так называемого «комитета смерти», приговорившего к смертной казни тысячи политических заключенных.

С точки зрения Гиндин, похоже, что Раиси был выбран верховным лидером Али Хаменеи, чтобы однажды заменить его, точно так же, как Хаменеи был выбран своим предшественником Рухоллой Хомейни, чтобы пойти по его стопам.

Журналист отмечает, что после смерти Хомейни тогдашний президент Акбар Хашеми Рафсанджани стремился укрепить свои позиции. Перед своей смертью в 2017 году он рассказал на смертном одре, что Хомейни сказал ему объединить две роли президента и премьер-министра в одну — чему Рафсанджани был рад угодить — и что наиболее достойным человеком, чтобы заменить его, был Хаменеи, который в то время даже не был аятоллой.

Газета пишет, что Рафсанджани поддержал назначение Хаменеи верховным лидером, поскольку он был неопытным политиком, которому не хватало навыков и харизмы, и поэтому его было легко контролировать. Сам Хаменеи упомянул о непригодности для этой роли в своей знаменитой речи, которая началась со слов: «Прежде всего, мы должны пролить кровавые слезы, оплакивая исламское общество, которое было вынуждено даже предложить меня [в качестве верховного лидера]».

Рафсанджани забыл, что он был лидером всю свою жизнь и президентом в течение двух сроков, и фактически создал монстра. Похоже, что победа Раиси проистекает из схожих соображений. Иран не сделал выводов, написала журналист.