Белоруссия вынуждена сближаться с Россией, чтобы выжить — Кургинян
Решение о сближении с Россией президент Белоруссии Александр Лукашенко принял только тогда, когда понял, что страна не сможет выжить в условия давления со стороны Запада, заявил философ, политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 11 мая в интервью БелТА.
Кургинян отметил, что главе Белоруссии Александру Лукашенко, единственному из всех руководителей постсоветских республик, удалось построить модернизированную страну. Политолог пояснил, что Лукашенко сделал это на основе уважения к советским и русским ценностям, к Великой Отечественной войне, построив идеологию, основанную на единстве традиции с Россией.
«Как только он это сделал, возникла белорусская идентичность, комплементарная по отношению к России и одновременно с этим обладающая собственными параметрами. Это оказалось возможным», — констатировал философ.
По словам Кургиняна, глава Белоруссии создал гибридную экономику, используя положение страны между Россией и Западом. Однако выяснилось, что существование такой европейской страны неугодно Западу, а сопротивляться в одиночку западному давлению Белоруссия не может в силу своих небольших размеров.
Лукашенко начал сближение с Россией фактически под давлением Запада, поняв, что в одиночку не выжить, рассказал политолог, добавив, что нежелание этого сближения со стороны Лукашенко продиктовано страхом поглощения со стороны РФ.
«Ибо то, что происходило в России с ее там олигархатом или даже постолигархатами, ему казалось далеко не лучшим уделом белорусского народа. И я с ними согласен», — указал Кургинян.
Этот страх поглощения со стороны России заставляет Лукашенко постоянно искать пути для маневра, то идя на объединение с Россией, то приостанавливая процесс, считает политолог.
«Он как-то стал сближаться на основе уже безвыходности. Как говорил один из героев Достоевского, „коли идти больше некуда“. Он осуществляет это, потом чуть-чуть опять маневрирует, потом опять осуществляет», — объяснил философ.
Однако необходимость сближения стран диктует сама жизнь, и чем сильнее будет внешнее давление на Россию и Белоруссию, тем активнее это сближение должно происходить, убежден политолог.
«Но, чем страшнее будет давление, тем в большей степени придется понять простую вещь — маленькие страны, с их более или не менее вменяемым представлением о своем историческом достоинстве, не нужны Западу. Они не могут существовать ни на Западе, ни на Востоке. Это закон империй», — резюмировал Кургинян.