1. Политическая война
  2. Судьба Евросоюза
Брюссель, / ИА Красная Весна

Politico: Италия и Франция надеются отодвинуть Германию от лидерства в ЕС

Оноре Домье. Они планируют заговор (фрагмент). 1864
Оноре Домье. Они планируют заговор (фрагмент). 1864

Лидерство в Евросоюзе хочет захватить властная пара из Франции и Италии, отодвинув Германию в связи с уходом канцлера Ангелы Меркель, 27 июля сообщает Politico.

«Произошло решительное возобновление трансальпийских отношений между Италией и Францией», — заявил изданию Винченцо Амендола, министр по европейским делам Италии. «С Францией у нас есть много точек соприкосновения по социальным, экономическим и бюджетным вопросам, а также по теме экологии и цифровизации», — добавил министр.

За демонстрацией дружелюбия скрывается история франко-итальянских споров, отмечает Politico. Всего два года назад франко-итальянские дипломатические отношения были на рекордно низком уровне на фоне споров о миграции, противоречивых целей в Ливии, заигрывания министра иностранных дел Италии с движением желтых жилетов и отзыва Франции своего посла в Риме.

В следующем году Макрону предстоит тяжелая битва за переизбрание, которая ограничит его выход на европейскую арену, в то время как Германия под новым руководством вернется в строй.

Тем не менее на данный момент, когда Великобритания вышла из блока, а Германия столкнулась с критикой по поводу сделки с Россией о газопроводе «Северный поток — 2», план перехвата лидерства выглядит вполне оптимистично.

Франко-итальянское сближение началось прошлым летом, когда французский президент Макрон и тогдашний премьер-министр Италии Джузеппе Конте настаивали на амбициозном плане восстановления экономик после пандемии. С тех пор как Драги пришел к власти в начале 2021 года, сотрудничество только усилилось.

«Произошел настоящий прорыв. Это очень тесная связь, которая, вероятно, не имеет исторических прецедентов с 1945 года», — считает Марк Лазар, профессор политической истории и социологии из Парижского института политических исследований.

В начале июля президент Италии Серджио Маттарелла отправился в Париж, чтобы совершить свою первую поездку за границу после изоляции. В лирической речи, усыпанной литературными отсылками, Макрон назвал Италию «братской страной, с которой Франция, несомненно, связана больше, чем с любой другой».

Лидеры двух стран стремятся подписать двустороннее соглашение, называемое Квиринальским договором, которое во многих отношениях нацелено на копирование Франко-германского Елисейского договора 1963 года.

Хотя содержание договора не разглашается, политики, знакомые с ним, говорят, что он укрепит международное сотрудничество между французскими и итальянскими провластными институтами.

«Первоначальная идея заключалась в создании усиленных и привилегированных механизмов для институциональных обменов, как, например, происходит с франко-германским советом министров», — прокомментировала Лия Квартапель, итальянский депутат, отвечающая за европейские и иностранные дела от левоцентристских демократов Италии. Но, «насколько я понимаю, сейчас мы переходим к менее обязывающим вещам».

Для Кристофа Ди Помпео, депутата от партии Макрона, который возглавляет «группу франко-итальянской дружбы» Национального собрания Франции, сигналы, которые посылают правительства двух стран, даже более важны, чем фактические положения будущего договора.

«Для меня важно не столько содержание, сколько вектор. Как только у нас будет соглашение между Францией и Италией, независимо от содержания, мы изменим европейский баланс отношений», — заявил Ди Помпео.

Тем не менее форум, на котором франко-итальянское руководство оказывает наибольшее влияние, находится в ЕС.

Париж и Рим становятся ключевыми фигурами в дискуссии о реформировании европейских правил государственных расходов — дебаты, которые разгорелись осенью, когда Европейская комиссия пересмотрела правила расходов, которые устанавливают бюджетный дефицит на уровне 3% от экономического производства и пытаются ограничить государственный долг под 60%.

«Обе страны разделяют идею о том, что бюджетная система слишком ограничивает», — сказал Грегори Клэйс, экономист аналитического центра Bruegel в Брюсселе. «Драги и Макрон придерживаются одного и того же подхода» к этому вопросу и «разделяют одну и ту же диагностику проблем налогово-бюджетной базы»

Некоторые политики, такие как депутат парламента Ди Помпео, считают, что франко-итальянский договор может поставить под вопрос то, что он назвал «немецкой экономической моделью», на которой была построена Европа, и сделать Европу «более социальной и более латинской».

«Важно создать вектор, показывающий, что сегодня у Германии есть противодействие», — заявил Ди Помпео.