Шерстистый мамонт спасет российско-американские отношения — Foreign Policy

Изображение: Николай Дятлов © ИА Красная Весна
Скелет мамонта
Скелет мамонта

Проект по возрождению популяции шерстистого мамонта может разморозить отношения России и США, 4 сентября пишет научный сотрудник Центра российских и евразийских исследований Дэвиса Гарвардского университета Ингрид Фридман в журнале Foreign Policy.

Автор обращает внимание на то, что российско-американские отношения могут характеризоваться «в лучшем случае как холодные» и едва ли не единственный повод для оптимизма — это согласие президентов России и США Владимира Путина и Джо Байдена в том, что ядерной войны случиться не должно. Однако трения между государствами продолжаются и периодически выливаются в дипломатические выпады в адрес друг друга по тем или иным поводам, как например хакерские атаки на объекты американской инфраструктуры.

Между тем, в недрах лабораторий Гарвардской медицинской школы вызревает проект, который может послужить борьбе против климатических изменений и сблизить Россию и США. Речь идет о проекте воскрешения мамонтов. Работы ведутся командой генетика Джорджа Чёрча в сотрудничестве с российскими учеными и защитниками природы из Калифорнии.

Ученые собираются использовать успехи генетики, чтобы выделить генетический код мамонта и реконструировать его, создав животное, фактически неотличимое от вымершего. Это отличается от технологий клонирования, так как клонировать можно живую клетку, а таковых не осталось.

Команда Чёрча намерена использовать технологию редактирования генома CRISPR-Cas 9, чтобы реконструировать генетический код мамонта на основе кода азиатского слона. «Цель состоит в том, чтобы создать новую породу гибридных мамонтов-слонов, которые устойчивы к холоду, вирусам и браконьерам», — пишет автор. Он отмечает, что для защиты от браконьеров Чёрч намерен создать животное с короткими бивнями, непригодными для использования как слоновой кости.

Отмечается, что команда находится «в 40 генетических корректировках» от успешной разработки клетки для создания эмбриона первого «нового шерстистого мамонта».

Ученые надеются, что такой мамонт позволит решить экологические проблемы. В настоящее время существует опасность таяния больших массивов почвы в зоне вечной мерзлоты, в которой заключено много парниковых газов. По оценкам специалистов, в этом случае в атмосферу будет выброшено порядка 1400 гигатонн метана.

«Это было бы чрезвычайно некстати, потому что это совершенно затмевает 10 гигатонн в год, которые производит всё человечество вместе взятое», — приводятся в статье слова автора исследования. Мамонт же позволит решить проблему неожиданным образом.

Ученые надеются, что пришествие мамонта в тундру позволит изменить вид ландшафта благодаря тому, что животные подобные мамонту и другим крупным травоядным будут уплотнять и удобрять почву, которая с одной стороны будет давать больший урожай трав, которыми питаются те же мамонты, а с другой, при увеличении плотности будет более эффективно промерзать, что сдержит таяние вечной мерзлоты.

К тому же мамонт — весьма привлекательное животное, что может способствовать успеху проекта. «Они большие и харизматичные и могут выиграть конкурс популярности, и они к тому же вегетарианцы. Мы не хотели возвращать тиранозавра», — пояснил свой выбор Чёрч.

По мнению ученого, его команда находится в 16 годах от воскрешения мамонта. После завершения редактирования генома встанет вопрос выращивания эмбриона, которое учёный планирует осуществить in vitro (от лат. «в пробирке»), то есть целиком в искусственной среде.

Автор статьи обращает внимание на то, что помимо научных и технических проблем, есть и другие, в частности, статус воскрешенных видов. Однако именно на этой почве, политических и дипломатических усилий для восстановления исчезнувших видов и борьбы с изменениями климата с помощью этих технологий и возможно сотрудничество США и России и даже нормализация отношений.

«В рамках таких серых правовых зон Вашингтону и Москве удавалось успешно сотрудничать, даже во время предыдущих пиков дипломатических трений. В частности, обе страны имеют историю совместной работы по вопросам, представляющим взаимный интерес в отношении тогда еще неуправляемых территорий. Об этом свидетельствуют договоры об Антарктике и демилитаризации космоса, оба из которых были приняты во время холодной войны», — пишет Фридман.

Такой точки зрения придерживается и автор исследования.

«Одна из приятных вещей в науке, пока она не требуется для национальной обороны, она имеет тенденцию быть очень совместной и кооперативной — она иногда проникает в точки, где дипломатия не проникает. Очень часто вы можете провести научную конференцию, даже если национальные государства вцепились друг другу в глотки», — цитирует автор статьи слова Чёрча.

«Соединенные Штаты и Россия имеют устоявшуюся историю упрямства, и ни одна из сторон не может много выиграть от ссор в политических дрязгах на данный момент. Но две страны также имеют богатую историю научного сотрудничества даже в самые мрачные внешнеполитические эпохи. Проект возрождения шерстистого мамонта может выглядеть возвратом к древним временам, но он предлагает конкретный путь к совместным действиям по изменению климата — проблеме, которая со временем будет становиться только всё более острой», — подытоживает автор статьи.