Эксперты рассказали, как проходила адаптация потребителей к кризису

Изображение: Ольга Перегуд © ИА Красная Весна
Тележки в магазине
Тележки в магазине

Поведение потребителей в кризисе прошло три стадии, говорится в докладе, опубликованном 3 июля Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).

Эксперты выделили три стадии изменения поведения потребителей за время кризиса.

Так во второй половине марта наблюдался ажиотажный спрос. Эксперты считают, что люди делали покупки «в ожидании скачка цен из-за изменившегося обменного курса и роста цен на импортируемые товары, включая бытовую технику».

Затем в конце марта — начале апреля началось резкое сжатие расходов.

На третьей фазе с середины апреля по июнь произошла стабилизация потребления и постепенный переход к восстановительному росту.

Эксперты отметили, что по продовольствию масштаб падения спроса был значительным, но ниже других сегментов. «По непродовольственным товарам имел место классический „маятник“», — подчеркнули они.

Потребление платных услуг населением падало с февраля по май, с резким обвалом в апреле.

Эксперты полагают, что в первые две фазы, то есть в начале и на пике карантинных ограничений, «потребители стремились сформировать запасы, чтобы сократить количество походов в магазин». «Ажиотажный спрос уже в ходе кризиса наблюдался, прежде всего, на продукты питания длительного хранения (гречку и т. д.) и лекарства», — добавляют они.

Эксперты заключат: «несмотря на „частичный отскок“, после завершения острой фазы кризиса расходы оказались ниже соответствующего периода прошлого года».

Так, расходы потребителей на товары и услуги сократились практически на треть относительно соответствующего периода прошлого года. Они отмечают, что сильнее всего сократились расходы на туризм, авиабилеты, отели, одежду и обувь и спорт.

По мнению экспертов, на сокращение потребления товаров и услуг, в основном, повлияли: снижение доходов людей, негативные ожидания относительно будущих доходов. Также важным фактором являлось невозможность получения ряда услуг.