1. Политическая война
  2. Соглашения Авраама
Вашингтон, / ИА Красная Весна

Страны Персидского залива не готовы ссориться с Ираном — Crisis Group

Рудольф Эрнст. Вечерний разговор. 1886
Рудольф Эрнст. Вечерний разговор. 1886

Уровень сотрудничества Израиля с некоторыми странами Персидского Залива является недостаточным для создания с ними военного блока против Ирана, считают эксперты Международной кризисной группы Crisis Group. 9 октября их выводы опубликовал американский аналитический центр — Институт имени Куинси (Quincy Institute for Responsible Statecraft).

Чтобы сдержать так называемую иранскую угрозу, Израиль стремится к более тесному военному сотрудничеству с арабскими государствами Персидского залива, даже говоря о «ближневосточном НАТО». Но такие разговоры в лучшем случае преждевременны.

В течение некоторого времени Израиль развивает двусторонние отношения в области безопасности с Бахрейном, Оманом, Катаром, Саудовской Аравией и ОАЭ, надеясь создать явно антииранский оборонный альянс. Тель-Авив неоднократно бил тревогу по поводу растущего влияния Ирана на Ближнем Востоке, а также его сотрудничества с негосударственными вооруженными формированиями, такими как «Хезболла» в Ливане, хуситы в Йемене и военизированные формирования «Народной мобилизации» в Ираке.

Еще больше беспокоит Израиль ядерная программа Ирана, и она останется такой независимо от того, удастся ли переговорщикам США и Ирана реанимировать соглашение 2015 года, ограничивающее ядерную активность Ирана.

Если сделка будет восстановлена, а санкции сняты, то по мнению Израиля Тегеран получит доступ к значительным средствам, которые пойдут на укрепление власти в регионе. Если соглашение развалится, это повысит вероятность того, что Иран получит ядерную бомбу, что пошатнет военный баланс в регионе и за его пределами. В настоящее время ядерный потенциал Израиля, который он никогда публично не признавал, делает его единственным ядерным государством на Ближнем Востоке.

На этом фоне израильские официальные лица и часть израильских СМИ представили визит президента Байдена в июле как поддержку военного союза Израиля и арабских стран Персидского залива, даже предполагая, что соглашение о совместной системе противовоздушной обороны неизбежно. Но амбиции Израиля, похоже, заходят слишком далеко, а страны Персидского залива отказываются поддерживать этот посыл.

Связи между Израилем и странами Персидского залива крепнут. ОАЭ и Бахрейн быстро нормализовали свои отношения с Израилем с момента подписания в 2020 году Авраамских соглашений, которые проложили путь к полноценным дипломатическим отношениям. Бывший премьер-министр Израиля Нафтали Беннетт посетил Бахрейн в феврале и ОАЭ в июне; Израиль заключил свое первое соглашение о свободной торговле с арабской страной с ОАЭ в мае (и начал переговоры о свободной торговле с Бахрейном); и туристы путешествовали в обоих направлениях. Израиль согласился продать ОАЭ систему противовоздушной обороны, а Бахрейну — беспилотные самолеты и системы противодействия беспилотникам.

Высокопоставленный чиновник министерства иностранных дел Бахрейна также подтвердил, что израильский Моссад «присутствует» в королевстве, занимаясь разведывательным сотрудничеством.

Но есть пределы. Абу-Даби и Манама разделяют мнение других столиц Персидского залива о том, что военный союз с Израилем против Тегерана будет нести слишком большой риск спровоцировать войну с Ираном с лишь ограниченными преимуществами.

Следовательно, они явно дистанцируются от всего, что может привести к ссоре с Ираном. Скорее всего, они останутся на этом пути независимо от того, увенчаются успехом или провалом переговоры по ядерной сделке.