Иран сделал ставку на Сюникскую область Армении вместо Нахичевани — эксперт
Окончательное решение о прохождении энергетического коридора «Персидский залив — Черное море» через Сюникскую область Армении приняли власти Ирана, заявил армянский политолог Грант Мелик-Шахназарян 7 февраля на своей странице в Facebook.
Он подчеркнул, что этот маршрут для трубопровода был выбран в противовес пути через Нахичеванскую Автономную Республику.
Мелик-Шахназарян подчеркнул, что переговоры по реализации проекта вскоре продолжатся в Болгарии, где его участники — Иран, Армения, Грузия, Болгария и Греция — подпишут соответствующий договор.
«Таким образом, иранская сторона признает Сюник стратегически важным регионом для себя», — подчеркнул политолог, отметив, что вскоре в Капане будет открыто иранское консульство.
Иранскую инициативу эксперт назвал хорошей новостью. «Наконец коммуникационная блокада Армении ослабнет, а присутствие Ирана в Сюнике в некотором смысле станет противовесом присутствию Турции в Арцахе», — подчеркнул Мелик-Шахназарян.
Однако эксперт отметил, что подобные геополитические и геоэкономические перестановки несут в себе определенные риски для Армении, так как ограничат возможности Армении при принятии жизненно важных для себя решений.
«В этом процессе перестановки сил в регионе Армения остается с пустыми руками. Или, вернее, ей достанутся крошки. Между тем, в сложившейся ситуации мы, как минимум, можем поставить вопрос возвращения Гадрута и Шуши», — подчеркнул Мелик-Шахназарян.
«Да, я понимаю, что Армения — проигравшая в войне сторона, но также понимаю и знаю причины этого. Кстати, это знают и в Москве, и в Баку, и в Тегеране, и во всех остальных столицах. Следовательно, вопрос возвращения Гадрута и Шуши, а в случае эффективной работы — и Карвачара, пока актуален. Если, конечно, нынешние власти Армении не предадут интересы страны ради ожидаемых от транзита газа и других программ дивидендов», — подытожил Мелик-Шахназарян.
Напомним, в 2016 году Иран выдвинул предложение по расширению международного транспортного транзитного коридора «Персидский залив — Черное море». Коридор должен соединить южный Иран и грузинские порты на Черном море через Армению или Азербайджан. Коридор планируется мультимодальным, то есть на разных его участках грузы будут доставляться различными видами транспорта — автомобильным, железнодорожным и морским.
В проект помимо самого Ирана входят Армения, Азербайджан, Грузия, Болгария и Греция.