Бывший спецпосланник США рассказал о влиянии внешних игроков на Ливию
США являются лучшим посредником для выработки единой позиции по Ливии, рассказал бывший спецпосланник США в Ливии Джонатан Вайнер 3 ноябрю в интервью ливийскому каналу 218.
Россия и Турция контролируют судьбу Ливии
Бывший посланник США в Ливии отметил, что сирийские наемники стали частью ливийской проблемы, указывая на то, что не только Турция, но и якобы русские теперь используют сирийских наемников в Ливии.
Что касается роли России в Ливии, Вайнер сказал, что Россия оказала военную поддержку Хафтару и напечатала для него и правительства Ливии фальшивую валюту, начиная с весны 2016 года, добавив, что приток фальшивой валюты позволил Хафтару и восточному региону избежать проведения основных и важных переговоров, и что «Россия помогла сорвать возможность для стабильности».
Отметим, что банкноты, напечатанные в России, были заказаны абсолютно официально Центробанком Ливии, филиалом, расположенным в Бенгази.
Комментируя турецкую интервенцию в Ливии, он сказал, что после того, как Турция выполнила свою миссию и помешала силам Хафтара захватить Триполи, она должна вывести свои вооруженные силы из страны, и все вмешавшиеся в ситуацию в Ливии страны должны вывести свои силы и военную помощь из Ливии.
Он также рассказал об экономических целях вмешательства Анкары в Ливию, подчеркнув, что первая хочет подтвердить, что ее компании могут честно конкурировать за контракты, а также хочет подчеркнуть, что ливийское правительство не будет враждебно настроено по отношению к нему и не будет выступать против него со стороны Египта, если между двумя странами возникнут двусторонние споры.
Вашингтон — самый подходящий посредник
Вайнер сказал, что Соединенные Штаты могут и должны играть роль беспристрастного и нейтрального посредника в Ливии, указав, что Соединенным Штатам не нужна ливийская нефть, потому что в США ее достаточно для собственных нужд.
«Ни Соединенные Штаты, ни какая-либо другая сторона не должны диктовать ливийцам, что им следует делать, кроме как подталкивать их к диалогу друг с другом и поиску эффективных решений», — добавил он.
Он также подчеркнул, что контроль со стороны ООН должен быть титулом для любого политического решения в Ливии.
О роли посла США в Ливии Вайнер сказал, что «Ричард Норланд — отличный человек, но ему нужна поддержка на всех уровнях правительства США».
Также Вайнер отметил: «Джо Байден будет активно участвовать в попытках помочь Ливии достичь стабильного и безопасного политического соглашения, связанного с миром и процветанием. Ситуация, когда Ливия раздираема войной, представляет собой угрозу национальной безопасности Соединенных Штатов».
Интересы соседних стран
Вайнер подчеркнул, что национальные интересы Египта заключаются в отсутствии террористов на его восточных границах и что стабильность Ливии предоставляет потенциальные возможности для Туниса, Алжира и Египта и служит интересам Северной Африки и даже регионам Ближнего Востока.
Он подчеркнул, что Ливия должна быть единой страной с единой валютой, одной национальной нефтяной корпорацией и одним центральным банком, который предоставляет услуги для всех частей страны.
«Ливии придется выбирать между продолжающимся хаосом и политиками, которые его создали», — заключил он. Или для ливийцев, чтобы они объединились и попросили своих лидеров больше заботиться об их нуждах».
Встреча с сыном фельдмаршала Хафтара
Также Вайнер рассказал, что ему больше всего запомнилось при встрече с одним из сыновей главнокомандующего Ливийской национальной армией (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара.
«Сын Хафтара сказал мне, что когда его отец возьмет на себя ответственность за страну, он позволит гражданским лицам управлять здравоохранением и образованием только потому, что страна не готова ни к чему другому», — сказал Вайнер. «А когда страна будет готова к демократии, он уйдет на пенсию и вернется в казармы», — передал слова сына фельдмаршала об отце Вайнер.
Вайнер отметил: «Я не знаю, почему военные посещают политические собрания в Ливии. Только политики должны вести переговоры и достигать соглашений. Что касается военных, их соглашения должны быть с их военными коллегами».