В Дании забрали дочь сразу после родов на основании теста на компетентность

Обращение с призывом вмешаться в деятельность социальных служб, отобравших новорожденную дочь у 18-летней Иваны Бронлунд гренландского происхождения, направила датским властям основательница организации Foreningen MAPI Лайла Бертельсен, сообщает 23 августа The Guardian.
Организация Foreningen MAPI помогает родителям-инуитам в Дании. Бертельсен подчеркнула, что ситуация вредит и ребенку, и матери, и поэтому «требует немедленных политических действий».
Ивана Бронлунд родилась в Нууке в семье выходцев из Гренландии и выступала за сборную Гренландии по гандболу. Она родила свою дочь Авиаю-Лууну 11 августа в больнице в Видовре, недалеко от Копенгагена, где проживает со своей семьей. Спустя час после рождения девочки местный муниципалитет забрал ее в приемную семью.
Основанием для отобрания ребенка стали тесты на «компетентность в родительском воспитании». Местные власти начали тестирование будущей матери в апреле, тестирование было завершено в июне. За три недели до родов Иване Бронлунд сообщили, что ребенка заберут. С момента отобрания дочери Бронлунд видела ее лишь один раз.
Тесты на «компетентность в воспитании», известные как FKU (forældrekompetenceundersøgelse), проводятся по заказу муниципалитетов. В 2025 году был принят закон, запрещающий проводить эти тесты для людей с гренландским происхождением. Однако в муниципалитете Иване Бронлунд заявили, что она «недостаточно гренландка», чтобы на нее распространялся новый закон, несмотря на то, что она родилась в Гренландии у гренландских родителей. Ей сообщили, что ребенка изъяли из-за травмы, которую она получила от приемного отца, отбывающего тюремное заключение за сексуальное насилие.
Власти разрешили матери видеться с дочерью под присмотром один раз в две недели по два часа. Апелляция на это решение будет рассмотрена 16 сентября. Бронлунд рассказала, что ее первая встреча с дочерью в начале текущей недели была прервана преждевременно, поскольку считалось, что ребенок переутомился и перевозбужден. Ей не дали успокоить дочь или сменить ей подгузник.
Активисты призвали датское правительство принять срочные меры для помощи Иване Бронлунд. Пипалук Йенсен, одна из организаторов демонстрации в столице Исландии у здания датского посольства 18 сентября, заявила, что методы проведения тестов на гренландцах «ужасают».
«Одной из причин, из-за которой муниципалитет отобрал ее дочь, была травма, перенесенная Иваной ранее. Мне кажется неправильным наказывать Ивану за то, в чем она не виновата», — сказала Пипалук Йенсен.
Напомним, 29 июня The Guardian опубликовала историю еще одной гренландки, у которой на основании тестов были отобраны трое детей. Первую дочь, которую зовут Зои, забрали у Кейры Кронволд в возрасте девяти лет, сейчас Зои 20 лет, она общается с матерью. Сына Нолана забрали, когда тому исполнилось восемь месяцев, и Кейра видит его раз в неделю. 7 ноября 2024 года у 38-летней Кейры отобрали новорожденную дочь Замми, разрешив той провести с матерью только два часа. Когда Кейре проводили тест для решения, может ли она воспитывать Замми, ей сказали, что это нужно для того, чтобы проверить, «достаточно ли она цивилизована». Тест проводился по-датски без переводчика, а Кейра говорит на западно-гренландском и недостаточно владеет датским языком.
Клинический психолог Исак К. Неллеманн рассказывал газете, что в Дании тесты на компетентность родителей применяются, если предполагается, что у ребенка есть проблемы с поведением, чувствами или мыслями. Однако, по словам Неллеманна, одного лишь гренландского происхождения достаточно, чтобы привлечь внимание социальных работников. Тесты, занимающие около 15-20 часов, исследуют привязанность, черты личности, когнитивные способности и психопатологию. Неллеманн сообщал, что пройти тесты практически невозможно; даже ему и его коллегам это не удавалось. Среди вопросов могут быть такие: «Из чего сделано стекло?» и «Как называется большая лестница в Риме?»