Цели не достигнуты. Счетная палата подвела итоги выполнения «Проекта 5—100»
Пять вузов РФ не вошли в первую сотню лучших вузов мира, но подготовка студентов уже не является приоритетной задачей вузов, заявляют авторы аналитического отчета, опубликованного 18 февраля Счетной палатой РФ.
В отчете указывается, что несмотря на то, что формально цели программы по повышению конкурентоспособности вузов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров выполнены не были, тем не менее, сама программа «заложила основу для качественной трансформации вузов».
Отмечается, что участвовавшие в «Проекте 5 — 100» вузы не смогли попасть первую сотню институциональных рейтингов ведущих мировых университетов (британских QS, THE, китайского ARWU). В ходе реализации проекта вузами РФ с 2013 по 2020 годы было освоено 80 млрд рублей, выделенных из бюджета. В программе участвовал 21 вуз.
Счетная палата пришла к выводу, что если раньше основной задачей университетов считалась подготовка студентов, то теперь многим вузам удалось перейти от формы преимущественно образовательных организаций к исследовательским университетам.
Напомним, согласно указу президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2012 года N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» к 2020 году пять российских вузов должны были войти в «первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов». В 2019 году в первую сотню вошел только МГУ, но он не участвовал в «Проекте 5 — 100».
Отметим, вместо завершившегося проекта 6 января 2021 года была запущена программа стратегического академического лидерства (ПСАЛ) «Приоритет-2030». Рейтинги участников ПСАЛ будут оцениваться по коммерческим результатам исследовательской деятельности, а также по результатам взаимодействия с предприятиями, учебными заведениями и студентами. Также сообщалось, что Минобрнауки намерено сделать вузы «мозговыми центрами» регионов: главы субъектов при разработке региональной политики должны опираться на университеты.
Если считать основной целью реформ высшего образования его уничтожение, то результаты «Проекта 5 — 100» впечатляют: обучение студентов для вузов больше не приоритет. Действительно, когда студенты начинают мешать деятельности университетов, то сам смысл существования вузов, заключающийся в подготовке кадров для промышленности и науки, теряется.
Однако реформы на этом не заканчиваются, и вузы постепенно из образовательной организации превращаются в научно-прикладную, а затем в коммерческую. Тем самым истинная цель всех «проектов» будет достигнута: уничтожена будет не только высшая школа, но и наука.