WELT: новая атомная ось Париж-Варшава снижает роль Германии в ЕС

Возможное заключение договора между Парижем и Варшавой на строительство атомной электростанции в Польше может изменить баланс сил в Евросоюзе, считают авторы статьи, опубликованной 28 октября в немецкой газете Die Welt.
Авторы обращают внимание на встречу главы французского энергоконцерна EDF Жана-Бернара Леви c польским премьер-министром Матеушем Моравецким, которая прошла 15 октября в Варшаве. На встрече французский гость сделал главе правительства предложение о строительстве атомной электростанции в Польше.
По данным издания, польские власти отнеслись к предложению французской стороны очень серьезно. Польша рассматривает четыре района в стране, где может быть построена атомная электростанция: Копалино-Любятово, Жарновец, Понтнув и Белхатув.
Первый блок может быть построен и принят в эксплуатацию в 2033 году. Суммарная мощность атомной электростанции должна составить 9 гигаватт.
Авторы статьи отмечают, что для Франции этот договор содержит двойной выигрыш. С одной стороны, общая сумму инвестиций в 25 млрд евро пришлась бы очень кстати для французского энергоконцерна, у которого имеются большие задолженности. С другой стороны, тандем Франции и Польши позволит усилить давление на ЕС для внесения атомной энергетики в список «зелёных», т. е. климатически чистых источников энергии.
Если это произойдет, то Франция сможет получить доступ к финансированию строительства атомных станций из климатического фонда ЕС.
Для Польши, которая получает более 70% энергии из угля, атомная энергетика является возможно единственным способом выполнить свои обязательства по снижению эмиссии СО2. Ветряки и солнечные панели не смогут в обозримом будущем полностью заменить уголь в энергетике.
Кроме этого, в рамках усиливающегося конфликта между Брюсселем и Варшавой Польше не помешает мощный союзник в ЕС в лице Франции. Так, мягкие комментарии французского президента Эммануэля Макрона касательно решения Конституционного суда Польши о превалировании национального законодательства над европейским уже говорят о выстраивании политической атомной оси Париж — Варшава в ЕС.
Также на руку Франции играет тот факт, что Польша разочарована действиями США, которые позволили России достроить «Северный поток — 2». С точки зрения польских властей это наносит ущерб энергетической безопасности Европы.
Напомним, в 2011 году власти Германии на фоне аварии на атомной электростанции Фукусима и под давлением экоактивистов приняли решение об отказе от атомной энергетики. Последний атомный энергоблок будет отключен от сети к концу 2021 года.
При этом на фоне энергетического кризиса в Европе и в связи со взятыми Германией обязательствами по достижению нулевой эмиссии СО2 к 2045 году многие эксперты стали все чаще заявлять о поспешности отказа от атомной энергетики.
Напомним также, на данный момент в ФРГ партии СДПГ, СвДП и «Зелёные» ведут переговоры по созданию коалиционного правительства. Одной из главных спорных тем является вопрос источников финансирования перехода на возобновляемые источники энергии.
Переход на возобновляемые источники энергии в ЕС является не столько научным и экономическим проектом, сколько идеологическим императивом, которые призван не только снизить эмиссию СО2, но и кардинально трансформировать общество. Поэтому никто в Европе не может отказаться от этого проекта по любым, сколь угодно объективным причинам.
На данный момент просто не существует научно-обоснованных решений обеспечения энергией на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Но власти ЕС надеются найти эти решения за счет миллиардных инвестиций и принуждения всех к такому переходу.
Поэтому страны вынуждены искать обходные пути на переходный период для обеспечения энергией. Для этого существует всего две стратегии: развитие атомной энергетики и использование природного газа.
Франция лоббирует первый путь как страна, у которой в ЕС имеются больше всего опыта и знаний по строительству АЭС. Германия, как и Брюссель, делает ставку на природный газ с возможным переходом в будущем на использование водорода, который будет добываться электролизом за счет энергии, поступающей от ветряков и солнечных батарей.
Скорее всего ЕС придется комбинировать обе стратегии, т. к. ВИЭ вряд ли смогут обеспечить растущие энергопотребности европейской индустрии.