В РАНХиГС обозначили проблемы, мешающие внедрению «дистанционки»
Использование всех возможностей цифровых технологий в образовании, переподготовка учителей и пропаганда преимуществ дистанционного обучения были названы приоритетами развития школьного образования в России авторами исследования «Общество и пандемия. Опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России», размещенного 22 октября на сайте РАНХиГС.
Ближайшей задачей в образовании после «острого периода пандемии» исследователи назвали выявление и ликвидация пробелов в образовании учащихся. Наиболее сложной задачей была названа организация учебного процесса в условиях санитарных ограничений, введенных для предотвращения распространения коронавирусной инфекции.
Эксперты считают, что приоритетом должно стать создание условий для равного доступа школьников к цифровым технологиям обучения. Они уверены, что необходимо изменить финансирование образования «с учетом развития сетевого формата образовательной деятельности». В дальней перспективе следует осуществить более глубокую трансформацию образования: «В более длительной перспективе необходимы коррекция программ и планов цифровой трансформации школьного образования и их оперативное развертывание».
Авторы доклада указали, что во время пандемии не удалось наладить полноценного онлайн-обучения: «В период пандемии почти нигде не было налажено современное дистанционное образование с использованием всех возможностей цифровых технологий».
По их мнению, в школах мало используются возможности искусственного интеллекта (ИИ), виртуальной реальности, игр, а также оказывается недостаточная помощь детям в освоении цифровых технологий: «При этом российская школа сегодня недостаточно обеспечена адаптивными (с использованием искусственного интеллекта) цифровыми ресурсами, редко используются в учебном процессе игры, симуляторы, виртуальные лаборатории, роботы; есть проблемы также с учебной аналитикой и цифровой поддержкой самоорганизации обучающихся».
Эксперты заявили, что решение технических проблем без переподготовки педагогов и пропаганды преимуществ дистанционного обучения не позволит его полноценно внедрить: «Однако даже наличие указанных ресурсов не приведет к расширению доступности качественного дистанционного обучения без необходимой переподготовки педагогов и повышения их квалификации, просветительской работы с родителями».
До этого, 13 июля, вице-премьер РФ Татьяна Голикова сообщила, что ситуация с коронавирусной инфекцией доказала значимость электронного обучения в дистанционном формате. По ее словам, с осени 2020 года будет проведен эксперимент по апробированию ЦОС, которая предоставит детям новые возможности обучения.
Ранее, 8 июля, министр образования РФ Сергей Кравцов заявил, что теоретические основы образования после пандемии будут пересмотрены. По его словам, необходимо совмещать традиционное обучение с дистанционным.
Перед этим, 16 июня, в ходе обсуждения основ новых стандартов образования спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков предложил развивать способности детей с помощью искусственного интеллекта, который будет определять задатки ребенка и на их основе формировать «траектории» обучения. По его мнению, такой подход необходим для того, чтобы уйти от традиционного подхода к обучению, который во время пандемии был перенесен в онлайн, что не позволяет произвести полноценного «расшколивания».