Ситуация на Украине разделила Норвегию надвое
Норвежский журналист заявил, что ситуация на Украине разделила Норвегию надвое, 13 сентября сообщило Highnorthnews.
Журталист Арне О. Холм описал впечатления о «Конференции по безопасности в Арктике 2024». В ходе мероприятия министр иностранных дел Норвегии Эспен Барт Эйде встретился с Майком Сфрагой, председателем Комиссии по арктическим исследованиям США и Полярного института при Центре Уилсона, а также Паси Раджала, государственным секретарем Министерства иностранных дел Финляндии.
«Полномасштабная война России против Украины разделила Норвегию надвое. Для нас, живущих на Крайнем Севере, война — это соседство. В гражданской части политики Северных стран едва ли есть какие-либо признаки такого признания», — пишет в статье Холм.
На безопасном расстоянии от границы с Россией политики, военачальники, исследователи, журналисты и другие лица обсуждали ситуацию с безопасностью на севере. Конференция была организована Институтом Фритьофа Нансена в сотрудничестве с рядом национальных и международных организаций и учреждений. Но провели мероприятие в Осло, а не на севере страны.
«Перенос конференции в Осло является попыткой разбудить ту часть населения, которая все еще считает, что повышение цен на печеночный паштет и картофель — это самая большая проблема, с которой мы сталкиваемся. Удастся ли это, еще предстоит выяснить», — указал корреспондент.
По его мнению, в национальных средствах массовой информации спецоперация России на Украине освещается односторонне.
«То, что угрожает нашей собственной стране или Финляндии, которая также граничит с Россией, редко попадает в поле зрения ведущих новостей», — отметил он.
Однако, как подчеркнул, в частности, министр иностранных дел Норвегии Эспен Барт Эйде, опасность распространения конфликта находится не в Арктике. Неизбежная опасность касается, например, недопонимания или несчастных случаев между странами, которые в настоящее время не имеют достаточной информации друг о друге. Все политические каналы закрыты.
Совокупность экспертных знаний, собранных Холмом на конференции, позволила сделать вывод, что непосредственной угрозы военной конфронтации на севере нет, но ситуация крайне непредсказуема. Вот почему, например, статс-секретарь Мария Вартересян, также работающая в Министерстве иностранных дел Норвегии, несколько раз подчеркивала, что важнейшей задачей правительства является обеспечение того, чтобы люди на севере, и особенно в Финнмарке, могли жить в безопасности.
Также указано, что все политические решения, касающиеся Северной Норвегии, в настоящее время основаны на оценках политики безопасности.
«Речь идет не столько о региональных потребностях и стратегиях. Речь идет о том, что служит национальной безопасности. Это новая ситуация как для Крайнего Севера, так и для арктических стран. На этом фоне почти непонятно, почему не принимаются политические меры для укрепления гражданского общества на севере», — написал Холм.
Показателен, пожалуй, тот факт, что госсекретарь Вартересян, отвечая на вопрос о том, где политические усилия на севере были наиболее слабыми, указывает на демографическую тенденцию.
«Выяснить, что нужно людям, чтобы переехать на север. Мы слишком мало говорили о важности людей. Это самое важное. Без людей мы можем просто забыть о политике безопасности», — призвала она.
По оценке Холма, такое заявление является поразительно честным и в то же время узнаваемым для жителей севера. Потому что информация, которая приводит к такому выводу, хорошо известна и описывается на протяжении нескольких десятилетий, и с каждым днем становится все более убедительной по мере того, как Россия вооружается.
Как бы подчеркивая серьезность ситуации, Россия закрыла воздушное пространство на границе с Норвегией за день до конференции. Якобы потому, что украинские беспилотники атаковали эти стратегически в военном отношении важные для России районы на севере.
«Война уже в самом разгаре на границе с Норвегией и Финляндией. Это совершенно непостижимо. Как я уже сказал, непостижимо, что это не приводит к совместным политическим усилиям в том, что единодушный Стортинг неоднократно называл и называет важнейшей стратегической инвестиционной областью Норвегии», — пояснил Холм.
Параллельно с новостями об атаках беспилотников вблизи границы между Норвегией и Россией норвежцы почти ежедневно получают сообщения о системе здравоохранения в Финнмарке, находящейся в глубоком и, казалось бы, неразрешимом кризисе, о постоянной нехватке линий электропередач для подачи электроэнергии тем, кто в ней нуждается, о рыбной промышленности в Гамвике и Мехамне, которая находится в тяжелом состоянии. Так, в течение нескольких дней компания полностью обанкротилась и обрекла своих сотрудников на постоянную безработицу в то время, как население продолжает переезжать на юг.
Автор статьи отметил, что правительство вводило бесплатные детские сады в Финнмарке и некоторых районах Северного Тромса. В той мере, в какой это могло бы иметь какой-либо эффект, это было фактически сорвано, когда то же правительство вскоре после этого ввело ограничение в размере 2000 норвежских крон для детских садов в Осло и остальной части страны, или 1500 норвежских крон в городах чуть меньшего размера. Эти 1500 крон должны были побудить северян остаться, а южан — переехать на север.
Эффект от этих мер «невозможно обнаружить, даже если рассмотреть их под микроскопом», отметил журналист. Когда общество соглашается с тем, что для создания сильных местных сообществ на севере было сделано слишком мало или вообще ничего не было сделано, совершенно непонятно, почему это не приводит к всеобщему признанию того, что война в Европе, на границе с Норвегией и Финляндией, требует чрезвычайных мер и решений на севере. Решения, по мнению эксперта, должны приниматься не ради населения севера, а ради национальной и европейской безопасности.
Напомним, норвежский журналист Арне О. Холм родился 20 октября 1956 года. Работал журналистом газет Dagbladet и Dagens Næringsliv, а также работал для телеканала NRK в Brennpunkt. В 1992 году Холм был удостоен премии SKUP Award. С 1997 по 1999 год он был главным редактором Svalbardposten.