Бюджетники Украины начали отопительный сезон без контрактов и цен на газ
На Украине социальная сфера начала отопительный сезон на свой страх и риск, не зная, по какой цене идет к ним газ, а часть объектов вынуждена работать без отопления, заявил экс-глава минсоцполитики Павел Розенко 28 октября, комментируя слова главы правительства Дениса Шмыгаля о достаточном запасе газа для отопительного сезона в эфире программы «Сегодня» на телеканале «Украина 24».
«Я думаю, что Шмыгаль (лучше — прим. ИА Красная Весна) рассказал бы, сколько сегодня детских садов, больниц и объектов социальной сферы, в принципе без тепла сидят. Потому что перед тем как обещать не отключать тепло, надо хотя бы его включить», — подчеркнул Розенко.
По информации экс-министра, сегодня в сервисе госзакупок ProZorro не найти предложения на покупку газа по обещанной правительством цене в 17 гривен за кубометр.
«Я вам скажу, что на сегодня в НАК „Нафтогаз“ накопилось около 3000 проектов контрактов с предприятий, которые предоставляют услуги, в том числе детским садикам, в том числе бюджетным учреждениям. По состоянию на вчера было подписано 220 контрактов из 3000 тысяч. Сегодня включают отопление на свой страх и риск, под неизвестно какие цены на газ, потому что на сегодня бюджетным учреждениям заключить контракт на то, что мы слышим от власти, на 17 грн (за 1 кубометр газа — ред.), нереально», — отметил Розенко.
По его словам, «Нафтогаз» не дает по 17 грн, а дает 35–40 грн. Вот сегодня цена на газ для бюджетных учреждений, для больниц, детских садов и тому подобное», — подчеркнул Розенко.
Экс-министр отметил, сейчас «Нафтогаз» собирается продавать газ по 35–40 гривен, а разницу правительство доверило компенсировать местным властям.
«А как „Нафтогаз " хочет решать этот вопрос? А так — вы заключаете с ними контракт по 35–40 грн, а местные органы власти вам компенсируют. Из каких бюджетов? Нам здесь рассказывают о средствах для децентрализации, а какое отношение средства децентрализации имеют к государственным обязательствам цены на газ? Извините, то, что НАК «Нафтогаз», имея 2,5 млрд долларов, не закачал год назад газ по 150-200 долларов — это вина местных властей? Кто должен заплатить за эту безответственность «Нафтогаза», местные органы власти? Так может, разделим ответственность за абсолютную бесхозяйственность и за абсолютное отсутствие ощущения стратегического видения рынка газа?», — подчеркнул Розенко.
Напомним, правительство Украины запретило прекращать поставки газа для школам, больницам и другим объектам социальной инфраструктуры на время отопительного сезона.
По словам премьера, Украина имеет запас газа на весь отопительный сезон.
Хотя по оценке экспертов, Украина сейчас не готова к отопительному сезону и вынуждена закупать газ в Европе по завышенным ценам.
Напомним, что экс-глава газотранспортной компании «Нафтогаз» Андрей Коболев обвинил нынешнего главу компании Юрия Витренко в том, что компания закупила недостаточные объемы газа летом, когда цены были ниже, чем сейчас. Витренко ответил на это по принципу «Лучшая защита — это нападение», и сам обвинил своего предшественника в нынешнем энергетическом кризисе.
«Почему не закупили больше газа летом? У господина Коболева финансовый план вообще не предусматривал дополнительную закупку газа, импорт или покупку газа для „подземки“ Украины. Мало того, когда я пришел, то остановил именно продажу газа украинской добычи на биржах для промышленности. Если бы я это не сделал, сейчас газа было бы еще меньше, и я не знаю, что б мы делали», — подчеркнул Витренко.
По словам политтехнолога Олега Постернака, на правлении «Нафтогаза» лежит вина за срыв отопительного сезона, в частности, на их политике манипулирования информацией.
«Давайте обратимся к примеру Ивано-Франковска. Мэр направляет лимиты к „Нафтогазу“, 50 млн кубометров, ему подтверждают 38 млн. А остальное — пока тишина. „Нафтогаз“ ожидает, что мэры, городские администрации выйдут на рынок и начнут закупать газ у него, но не по 13 грн, или НДС будет 16 грн, а немного больше», — отметил Постернак.
Юлия Тимошенко и другие политики Украины обвинили «Нафтогаз» в энергетическом кризисе в стране за торговлю газом по сильно завышенным ценам.