США: железные дороги Прибалтики препятствуют переброске войск НАТО
Железные дороги Европы не позволяют оперативно перебрасывать войска и военную технику НАТО, — такой вывод сделан в докладе экспертов Военной академии США в Вест-Пойнте. Об этом 30 апреля сообщает RT.
Особенный упор аналитики делают на опасность этого обстоятельства в случае конфликта с Россией. Они же считают, что, в отличие от НАТО, Россия и ее вооруженные силы обладают более широкими возможностями в использовании железнодорожных путей. Сейчас, по мнению российских и зарубежных специалистов, для переброски войск из Германии к границам РФ понадобится как минимум двое суток. За это время любая военная ситуация кардинальным образом изменится.
В Институте современной войны (Военная академия США, Вест-Пойнт) отмечается, что различающиеся стандарты путей в Европе и странах Прибалтики делают невозможной быструю переброску войск НАТО в случае конфликта. Дело в «советском наследии», которое за годы независимости так и не было преодолено. Ширина колеи железнодорожных путей Латвии, Литвы и Эстонии осталась в соответствии российской. В итоге понадобится либо перегрузка грузов с состава на состав, либо использование большегрузного автотранспорта.
«Оба варианта требуют не только значительных временных затрат, но и привлечения обученного персонала и существенных военных ресурсов, таких как системы транспортировки тяжелой техники, военная полиция и охрана. Кроме того, необходима осведомленность в подобных операциях и умение их проводить», — сообщается в материале.
Западных аналитиков при этом беспокоит, что Россия умело использует железнодорожное сообщение для переброски своих военных подразделений. В качестве примера в документе приводятся учения «Запад» (2017), когда Россия перебросила значительный контингент в соседнюю Белоруссию.
Вице-президент Российской академии геополитических проблем Владимир Анохин отметил, что «Наши железнодорожные войска вписаны в гражданскую систему. То есть они могут в любой момент мгновенно перейти в состояние мобилизационной готовности — подготовки железнодорожных систем военного назначения и координации систем гражданских перевозок. И это, естественно, даёт нам большой перевес по сравнению с ЕС, где военные отдельно, гражданские отдельно — и это ещё надо согласовать. То есть наши мобилизационные возможности серьёзнее».
Эксперты американского Института современной войны подчеркивают, что «в настоящее время ось Север — Юг в трех прибалтийских республиках отсутствует».
Планы по исправлению сложившейся ситуации существуют. Так, ЕС запланировал реализацию проекта Rail Baltica — постройку железнодорожной линии европейского стандарта, которая должна соединить страны Балтии, Польшу и Западную Европу. Однако в отчете отмечается, что проект будет завершен не раньше 2025 года.
Напомним, что в марте 2018 года Европейская комиссия представила план действий по улучшению мобильности войск в ЕС. Согласно документу, Евросоюз намерен обеспечить использование гражданских железнодорожных путей как для перевозки пассажиров, так и для оборонных нужд. Планируется принятие новых правил по регулированию перемещения опасных грузов и трансграничных перевозок. Планы ЕС связаны с созданием оборонного союза к 2025 году.
Отметим также, что российские власти неоднократно заявляли, что РФ никогда не собиралась нападать на страны Европы. Так, в 2016 году президент страны Владимир Путин на заседании Международного клуба «Валдай» назвал вымышленными и мифическими угрозы нападения России.
Проявляя серьезное внимание к Прибалтике, страны НАТО демонстрируют агрессивно-наступательное поведение по отношению к нашей стране. Сами прибалтийские республики представляют для них интерес только как обладатели глубоководных портов, позволяющих завести бронетехнику и грузы снабжения для десантируемых в Россию частей альянса. Однако планы переброски сил и средств НАТО по железным дорогам все равно остаются проблематичными, даже оставляя в стороне возможное в случае конфликта противодействие этому со стороны ВС РФ, бронетехника НАТО не убирается на существующие железнодорожные платформы, а при продвижении по автострадам не вписывается в габариты мостов и путепроводов. Тем не менее, согласно опубликованному в феврале бюджету США на 2019 год, Вашингтон выделяет более $6,3 млрд на «Европейскую инициативу сдерживания» — проект по обороне ЕС. Расходы на эту программу постоянно растут (по сравнению с текущим годом — на $1,7 млрд). На выделенные деньги планируется расширять присутствие Вооруженных сил США в Европе.