Правительство РФ утвердило план развития Архангельского транспортного узла
Распоряжение, утверждающее комплексный план развития Архангельского транспортного узла на период до 2035 года, подписал премьер-министр России Михаил Мишустин, сообщает пресс-служба российского правительства 2 октября на официальном интернет-портале.
Документ датирован 22 сентября 2023 года. Как сообщил Мишустин во вступительном слове на оперативном совещании с вице-премьерами 2 октября, Архангельский транспортный узел является ключевым для Арктики.
В 2022 году через этот узел было перевалено свыше 6,5 млн т самых разных грузов — продукты переработки леса, нефти, всё необходимое для северного завоза. Правительство ожидает, что до конца следующего десятилетия перевозки через Архангельский порт как минимум утроятся.
Одним из основных мероприятий плана по развитию развития Архангельского транспортного узла является строительство нового терминала в морском порту Архангельск, ориентировочная мощность которого к 2040 году составит 25 млн т грузов в год. Для этого в Двинском заливе Белого моря, севернее острова Мудьюг, планируется создать глубоководный морской район.
Создание глубоководного морского района и строительство терминала разделены на несколько этапов. В 2024 году правительство Архангельской области и заинтересованные инвесторы должны разработать инвестиционную декларацию, а Росморречфлот — ее рассмотреть. В 2025–2026 годах разработка проектной документации должна быть завершена, и специалисты приступят к строительству. Ввод в эксплуатацию нового терминала и глубоководного района морского порта Архангельск намечен на 2031 год.
Утвержденный документ также предусматривает строительство морского терминала по отгрузке свинцово-цинкового концентрата на архипелаге Новая Земля. Этот объект планируется ввести в эксплуатацию в 2026 году.
Помимо этого, планируется проработать целесообразность строительства и реконструкции береговой инфраструктуры для стоянки морских спасательных судов в городе Архангельск, а также стоянки гидрографических и лоцмейстерских судов в морском порту Архангельск.
В план включено также обновление ледокольного флота и судов ледового класса. Эта часть подразумевает завершение строительства ледокола проекта 23620 для работы в районе Белого моря, принятие решения о создании научно-экспедиционного судна проекта НЭС 126. Новое судно должно обеспечить функционирование труднодоступных метеорологических станций Росгидромета и ведение в Арктике экологического мониторинга.
Большой раздел плана отведет под мероприятия по развитию железнодорожной и автодорожной инфраструктуры. В частности, планируется строительство новых подъездных путей и мостов к действующим и новым терминалам морского порта Архангельск. В том числе предусмотрены модернизация и расширение пропускной способности железнодорожной станции Соломбалка в 2024–2027 годах, в 2026–2028 годах планируется капитальный ремонт автодорожных мостов через реки Соломбалку и Повракулку, строительство моста через реку Кузнечиху.
В документе также отражены мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры, цифровизации, безопасности судоходства в акватории Архангельского транспортного узла, предусмотрено развитие кадрового и научного потенциала сотрудников.