Борьба за устойчивое развитие: дезодоранты и кофе против концепции Фридмана
О необходимости изменения планов и стратегий для больших предприятий заявил председатель крупнейшей мировой компании Unilever Пол Полмен 15 октября в интервью журналу Nikkei Asian Review.
Пол Полмен считает, что мир может погибнуть, если не перейдет на рельсы устойчивого развития и не будет учитывать интересы различных групп. Особенно важно устойчивое развитие для развивающихся стран, так как в нем, по мнению Полмена, заключены «колоссальные экономические возможности».
При этом он добавил, что «изменение перспективы произошло только в последние десятилетия. По существу, принципы теории Милтона Фридмана на деле оказались ошибочными».
Также Полмен прекрасно понимает всю сложность такого подхода: «Я понимаю, некоторые вещи просто невозможны сегодня, так как они требует бóльших системных изменений. Но это не означает, что не следует пытаться». Речь идет об оптимизации предприятия с более 170 тысячами рабочих по всему миру с годовым доходом в 52 млрд долларов.
Отметим, что Unilever является крупнейшим мировым лидером на рынке пищевых продуктов и бытовой химии. Ему принадлежат такие марки как Рексона, Липтон, Балтимор и так далее.
В сентябре 2015 года ООН провозгласило 17 целей устойчивого развития. Эти цели включают в себя продвижение здорового образа жизни, улучшение качества образования, облегчение доступа к чистой воде и так далее. Пол Полмен — единственный из председателей экономических компаний, принимавший участие в определении этих целей.
Подход «устойчивого развития» на первый взгляд преследует крайне благие намерения. Но на практике жесткие ограничения способов производства, демографического роста, переход к новым технологиям и т.д. приводят к тому, что развитие производительных сил сводится к нулю, особенно в развивающихся странах. Чтобы действительно улучшить ситуацию, нужно изменять системный подход, а не практику отдельных предприятий.