1. Экономическая война
  2. Электротранспорт
Токио, / ИА Красная Весна

В Японии призвали правительство определиться с «зелеными» автотехнологиями

Изображение: Иван Лазебный © ИА Красная Весна
Электромобиль и электрозарядная станция
Электромобиль и электрозарядная станция

Власти Японии должны пересмотреть свою программу субсидий для водородных станций, 5 марта сообщает газета The Asahi Shimbun.

Электромобили (EV) опережают в Японии автомобили на топливных элементах (FCV) в гонке за лидирующие позиции на мировом рынке экологически чистых видов транспорта следующего поколения. В прошлом году в Японии было продано 22 тыс. электромобилей, что более чем в 10 раз превышает количество проданных автомобилей на топливных элементах — порядка 2 тыс.

На крупных зарубежных рынках этот разрыв еще больше. В Калифорнии (США) продажи электромобилей примерно в 60 раз больше, чем FCV. А в Китае это соотношение составляет более 1000 к одному, пишет газета.

EV и FCV не выделяют углекислого газа во время работы. Электромобилям нужны станции быстрой зарядки, а транспортные средства, работающие на водородных топливных элементах, нуждаются в водородных заправочных станциях.

Сейчас правительство Японии субсидирует оба типа заправок. Но создание общенациональных сетей обоих типов было бы дорогостоящим и подорвало бы коммерческую жизнеспособность этих элементов инфраструктуры, считает Asahi. Выбор одного из них в качестве стандартной технологии экологически чистых автомобилей позволит снизить затраты за счет масштаба внедрения.

Рано или поздно правительству придется сделать выбор в свете потребностей рынка, пишет издание.

В прошлых битвах конкурирующих технологий за статус глобального стандарта среди таких продуктов, как, например, видеокассеты и оптические диски, победителями становились технологии, поддерживаемые большим количеством производителей. В последние годы большинство крупных мировых автопроизводителей объявили о конкретных планах по разработке и продаже электромобилей.

Asahi пишет, что технологический прогресс постепенно расширил применение электромобилей до массового рынка. Технология FCV не смогла завоевать такую популярность.

Автогигант Toyota Motor стал первой в мире компанией, начавшей массовые продажи FCV в 2014 году. Также FCV продает южнокорейская компания Hyundai Motor. И на этом всё.

Издание отмечает, что снижение затрат для FCV было гораздо менее впечатляющим, чем для электромобилей. После многих лет серьезных поисков коммерчески жизнеспособного будущего для FCV компания Honda Motor прекратила проект в 2021 году.

Победитель в этой битве, похоже, ясен. Тем не менее, японское правительство демонстрирует скудные признаки того, что оно готово пересмотреть свою программу по продвижению технологии FCV, пишет издание. Власти выделили 15 млрд иен (около $130 млн) в рамках бюджета на 2022 финансовый год для достижения цели по увеличению числа водородных станций до 320 в 2025 году. По сравнению с предыдущим финансовым годом, на схожие цели было выделено на 4 млрд иен больше.

Правительство ожидало, что совокупный объем продаж FCV на внутреннем рынке достигнет 40 тыс. единиц к концу 2020 года. Но было продано только порядка 4 тыс. машин. Придерживаться первоначального плана не имеет смысла, считает Asahi.

Несмотря на то, что технологии FCV не удалось стать конкурентоспособной на рынке легковых автомобилей, ее будущее на рынке крупных коммерческих автомобилей вселяет надежду, считает издание. На этом рынке преимущества FCV, включая более короткое время дозаправки и легкость увеличения мощности, может обеспечить существенную конкурентоспособность. К тому же, коммерческим транспортным средствам, курсирующим по фиксированным маршрутам, потребуется меньшее количество водородных станций, чем легковым автомобилям.

Установка водородной станции обходится в 400 млн иен. Экономическая эффективность должна быть ключевым фактором даже для японских программ по сокращению выбросов углекислого газа, считает газета.

«Правительству необходимо провести тщательный пересмотр своей программы субсидий для водородных станций, уделив особое внимание таким ключевым факторам, как местоположение и количество объектов, которые будут построены, после тщательной оценки рынка и соответствующих планов автопроизводителей», — резюмируют авторы статьи.

Напомним, власти Японии намерены привести страну к 2050 году к углеродной нейтральности, радикально сократив выбросы парниковых газов в атмосферу. Предполагается, что к этому времени около половины всей используемой в Японии электроэнергии будет поступать из возобновимых источников.

Отказ от бензиновых двигателей и переход, например, на электромобили — также является частью этой стратегии. Впрочем, в декабре 2020 года президент японской автомобильной корпорации Toyota Акио Тойода раскритиковал планы по резкому отказу от нынешних технологий и призвал правительство не вводить поспешных запретов на продажи автомобилей с бензиновыми двигателями.