В ООН возмущены массовыми задержаниями детей в Ботсване
Присуждение в Ботсване реальных сроков детям, которые при этом отбывают наказание в тюрьмах для взрослых, вызвало резкую критику со стороны Организации Объединенных Наций, 14 сентября сообщает газета Weekend Post.
Согласно итоговому отчету, составленному рабочей группой ООН по произвольным задержаниям и представленному Совету ООН по правам человека, такой практике способствуют расплывчатые определения преступлений и несоразмерные и обязательные приговоры в Уголовном кодексе Ботсваны.
«Рабочая группа серьезно обеспокоена расплывчатыми определениями правонарушений, которые могут привести к тюремному заключению в соответствии с действующим законодательством за „обычное хулиганство“, „использование оскорбительных выражений“, а также „праздношатающихся и нарушающих общественный порядок лиц“ и „мошенников и бродяг“».
В докладе говорится, что такие «преступления рассматриваются как вопросы уголовного права, и любое лицо, включая детей, может быть признано виновным в таких преступлениях с наказанием от штрафа или тюремного заключения на один месяц, или и то, и другое для впервые нарушивших закон, до лишения свободы на срок до года для рецидивистов».
Рабочая группа сообщила, что встречалась с лицами, заключенными в тюрьму за такие преступления, и заметила, что эти положения применялись к людям, находящимся в уязвимом положении, например, к так называемым бродягам, а также к детям, считающимся «непослушными».
«Такие положения, кроме того, используются против тех, кто высказывается против политики правительства или властей, а также для пресечения законных для демократического общества дебатов», — отмечено в докладе.
В нем также говорится, что закон о краже ценных бумаг, который широко применяется в судах, предусматривает минимальное обязательное наказание в виде пяти лет для впервые нарушивших его и семи лет для повторных правонарушителей без различия между взрослыми и детьми и без учета смягчающих обстоятельств.
Рабочая группа узнала о многочисленных случаях, когда дети в возрасте до 15 лет были приговорены в соответствии с этим законом к тюремному заключению сроком на пять лет.
Авторы доклада напоминают, что статья 9 Международного пакта о гражданских и политических правах требует, чтобы содержание под стражей применялось только в исключительных случаях, а статья 37 Конвенции о правах ребенка делает это обязательство еще более строгим в отношении детей.
Обязательное минимальное наказание всегда лишает судебные органы обязанности оценивать соразмерность приговоров индивидуальным обстоятельствам в каждом конкретном случае, замечают авторы доклада.
В докладе отмечается, что раздел 13 (1) Уголовного кодекса Ботсваны устанавливает минимальный возраст уголовной ответственности на уровне 8 лет, а раздел 13 (2) гласит, что лица в возрасте до 14 лет не несут уголовной ответственности за действие или бездействие, если не доказано, что они знали, что им не следует совершать такие действия или бездействовать.
Аналогичным образом статья 82 закона о детях гласит, что дети в возрасте до 14 лет не должны считаться способными совершить преступление, если не будет доказано, что они могли знать, что им не следует этого делать.
Расхождения между этими положениями вызывают беспокойство, и ряд заинтересованных сторон, с которыми авторы доклада встречались во время визита в страну, в том числе ответственные за отправление правосудия, были озадачены точным минимальным возрастом наступления уголовной ответственности в Ботсване.
Ссылаясь на заключительные замечания Комитета по правам ребенка, рабочая группа призвала правительство Ботсваны повысить минимальный возраст уголовной ответственности как минимум до 14 лет без исключений, разъяснив это всем заинтересованным сторонам, особенно полиции, прокуратуре, судебным органам и дикгоси (вождям традиционных сообществ).
В Ботсване нет эффективной системы ограничения свободы детей. Хотя некоторые дети передаются под опеку своих семей, которые гарантируют, что о детях будут заботиться и присматривать за ними. Также отсутствует системный подход или способ отвлечь детей от противоправного поведения, особенно детей, у которых может не оказаться семьи, способной обеспечить необходимый присмотр.
Рабочая группа сообщает, что ей удалось посетить реабилитационный центр Икаго, куда отправляют детей в возрасте от 14 до 18 лет, находящихся в конфликте с законом, в качестве альтернативы тюрьме.
В сообщении говорится, что, хотя это и долгожданная инициатива по переводу детей из обычных мест содержания под стражей, вызывает беспокойство нехватка финансирования и ресурсов, выделяемых на этот центр, что не позволяет детям получить необходимую образовательную поддержку, которую призван оказывать центр, а также продолжать учебу во время отбывания наказания.
В докладе отмечено, что согласно статье 37 Конвенции о правах ребенка, задержание ребенка должно быть крайней мерой. Кроме того, статья 40 (3) и (4) требует принятия мер по отвлечению детей посредством в том числе наставничества и надзора; консультирования; испытательного срока; приемной семьи; программы образования и профессиональной подготовки и других альтернатив институциональному надзору, чтобы гарантировать, что обращение с детьми соответствует их благополучию и соразмерно их обстоятельствам и совершенному правонарушению.
ООН заявляет, что правительство Ботсваны должно обеспечить наличие эффективных систем отвлечения детей, находящихся в конфликте с законом.
«Кроме того, несмотря на наличие мест содержания под стражей для мальчиков, специальных учреждений для девочек нет. Рабочая группа отметила, что, хотя число задержанных девушек было похвально низким, задержанные содержались вместе с женщинами-заключенными», — говорится в докладе.
ООН настоятельно призвала правительство безотлагательно прекратить нынешнюю практику содержания детей в учреждениях со взрослыми в соответствии со статьей 37(с) Конвенции о правах ребенка.
ООН заявляет также, что беспокойство вызывает отсутствие специализированных судов для рассмотрения дел с участием детей, находящихся в конфликте с законом.
Правда, в настоящее время в стране мировые суды преобразуются в суды по делам детей. Но, хотя признание правительством необходимости реформирования системы правосудия в отношении детей и текущий проект «Правосудие, дружественное к детям» являются позитивными шагами, оно должно срочно ускорить работу в этой области.
Ссылаясь на заключительные замечания Комитета по правам ребенка, рабочая группа настоятельно призвала правительство Ботсваны обеспечить, чтобы в случаях, когда задержание неизбежно, оно осуществлялось в соответствии с международными стандартами и в условиях, подходящих для детей, в том числе в отношении доступности образования, отдыха и медицинских услуг.