Итоги ирако-иордано-египетского саммита в Багдаде

Изображение: twitter.com/BarhamSalih
Саммит в Багдаде
Саммит в Багдаде

Король Иордании Абдалла II и президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси провели 27 июня переговоры в Багдаде, где встретились с премьер-министром Ирака Мустафой Каземи и президентом Бархамом Салехом, сообщила египетская газета Al Akhbar.

Это первый визит президента Египта в Ирак за 30 лет. Трехсторонний формат был придуман в 2019 году. Новый альянс провел уже две встречи — в Каире и Аммане. В 2022 году саммит снова пройдет в Каире.

На саммите стороны обсудили наиболее важные для региона вопросы.

Укрепление нового трехстороннего союза

Главы Египта, Иордании и Ирака подтвердили обоюдное стремление вывести отношения между тремя государствами на новый уровень интеграции через реализацию пакета стратегических проектов в сфере политики и безопасности, а также экономике, торговли и инвестициях.

Премьер-министр Ирака Мустафа Каземи объявил о договоренности создать постоянно действующий секретариат для координации работы между странами, а также расширять координацию в сфере безопасности и разведки.

«Как мы договорились на предыдущих саммитах, мы продолжим координировать работу по основным региональным вопросам, включая сирийскую, ливийскую, йеменскую и палестинскую проблематику, чтобы сформулировать единый подход к этим темам и оказать содействие нашим братьям в этих странах преодолевать трудности и кризисы», — добавил он.

Строительство плотины «Возрождение»

Ирак и Иордания поддержали Каир и Хартум в вопросе водной безопасности этих государств в контексте строительства Эфиопией плотины «Возрождение».

Как заявил на итоговой пресс-конференции вице-премьер и глава иорданского МИД Айман ас-Сафади, отношения Аммана с Египтом и Ираком «основаны на общем политическом видении».

Палестино-израильский конфликт

Участники саммита обсудили и другие кризисы в регионе, в частности палестино-израильский конфликт, и выразили поддержку палестинцам в их намерении отстоять свои права на создание государства, а также подчеркнули роль Египта, оказавшего существенную поддержку в деэскалации конфликта и восстановлении сектора Газа. Шла речь и л совместной борьбы с терроризмом.

«Лидеры подчеркнули важность усиления координации между тремя странами по проблемам региона в свете региональных и мировых событий, требующих сотрудничества для противостояния общим вызовам и угрозам, особенно с учетом вмешательств в регион, отвергаемых странами и угрожающих арабским странам», — говорится в совместном заявлении.

Сирия и Ливия

Египет выразил поддержку политическому диалогу в Ливии и результатам прошедшей второй Берлинской конференции.

«Мы подчеркиваем, что желаемой стабильности возможно только при условии прекращения всякого внешнего вмешательства в Ливии, ухода иностранных войск, соблюдения прекращения огня, чтобы прийти к выборам в Ливии в декабре текущего года», — подчеркнул ас-Сиси.

«Что касается сирийского досье, мы подтверждаем нашу позицию о том, что сирийский кризис не может быть разрешен военным путем и что существует необходимость достижения политического решения, которое положило бы конец военным операциям и иностранным интервенциям и удовлетворило законные требования сирийского народа», — также отметил президент Египта.

Он также подчеркнул, что необходимо сохранить единство, целостность и независимость Сирии.

Нефтяные контракты

В декабре Ирак согласился продлить контракт на поставку египетской General Petroleum Corporation 12 млн баррелей нефти Basra Light на 2021 год. А в феврале Египет подписал 15 соглашений и меморандумов о взаимопонимании с Ираком в различных секторах экономики. Ас-Сиси «подтвердил стремление Египта превратить двустороннее сотрудничество с Ираком в устойчивую основу экономической интеграции и стратегического сотрудничества, особенно в свете серьезных проблем, стоящих перед регионом, а также экономического и социального кризисов, вызванных пандемией короновируса».

Ирак также планирует построить трубопровод, нацеленный на экспорт одного миллиона баррелей иракской сырой нефти в день из города Басра на юге страны в иорданский порт Акаба на Красном море.