Губернатора Голубева попросили спасти мозаику в переходах Ростова-на-Дону
Просьбу спасти уникальные мозаичные панно в подземных переходах Ростова-на-Дону направили губернатору Ростовской области Василию Голубеву ростовские архитекторы, реставраторы и общественники, сообщает 30 октября сообщество «Городской патруль».
Речь идет о мозаике на стенах четырех переходов в центре города: на пересечениях проспекта Кировского и улицы Б. Садовой, проспекта Буденновского и улицы Московской, проспекта Ворошиловского и улицы Б. Садовой, проспекта Буденновского и улицы Б. Садовой.
По мнению авторов обращения, намеченные в переходах реставрационные работы, которые будет осуществлять компания из Пятигорска, может нанести вред уникальным панно. Уточняется, что проект реставрации не учитывает свойства плитки, которая очень хрупкая, и при работе требует особого подхода.
Также авторов обращения настораживает предложенный компанией способ гидроизоляции стен переходов. Отмечается, что «применение данной технологии ремонта внешней гидроизоляции фактически является уничтожением предмета охраны объекта культурного наследия».
Кроме того, в обращении указывается на необходимость определенным образом установить очередность этапов реставрации. Уточняется, что сначала надо провести закрепление без демонтажа кусков панно, которые отошли от стен.
«В противном случае при начале любых работ панно может обрушиться», — поясняется в письме.
Авторы обращения предлагают сделать повторную экспертизу, разработать индивидуальные проекты для каждого из четырех переходов, не проводить демонтаж мозаичной плитки, привлечь к реставрационным работам художников-реставраторов. Также предлагается вынести проект на обсуждение с участием представителей общественности и средств массовой информации.
Отметим, мозаика в подземных переходах в Ростове-на-Дону создавалась вручную в 1970–1980 годах с использованием флорентийской техники. Панно делали одновременно со строительством переходов. Долгое время в подземных переходах работали различные торговые точки, закрывая уникальную мозаику и разрушая ее. Потом ларьки убрали. Панно признали объектами культурного наследия.