1. Реальная Россия
  2. Российская наука и технологии
Томск, / ИА Красная Весна

Ученые ИХН СО РАН сделают дизтопливо устойчивым к арктическим морозам

Изображение: mil.ru, google, cc-by-4.0
Арктический десант. Остров Котельный, архипелаг Новосибирские острова
Арктический десант. Остров Котельный, архипелаг Новосибирские острова

Катализаторы, позволяющие улучшить низкотемпературные свойства отечественных дизельных топлив, разрабатывает малая отдельная научная группа Института химии нефти (ИХН) СО РАН, победившая в конкурсе грантов РНФ, 25 января сообщает пресс-служба Томского научного центра СО РАН.

Руководитель группы, научный сотрудник лаборатории каталитической переработки легких углеводородов ИХН СО РАН Аким Акимов пояснил поставленную перед коллективом задачу:

«Разработка качественных российских катализаторов различного назначения для нужд нефтехимии является одной из важнейших задач для обеспечения технологического суверенитета страны. Сейчас активно ведется освоение арктических территорий, в связи с этим одной из актуальных тем становится обеспечение транспорта, различных механизмов горючим, которое сможет обеспечить их бесперебойную работу при экстремально низких температурах».

Понижают низкотемпературные свойства топлива содержащиеся в нем нормальные алканы (ациклические углеводороды линейной структуры). Их большое количество может привести к тому, что в топливе начнется процесс кристаллизации уже при -10 °C. Существующие в большом количестве технологии, которые позволяют этот процесс предотвратить, в большинстве своем дороги, а также уменьшают выход самого топлива.

Томичи намерены удалять нормальный алкан из топлива с помощью специальных катализаторов, состоящих из двух компонентов: первый — карбид молибдена. Он не уступает по своим гидрирующим функциям (присоединение водорода) соединениям дорогих металлов, таких как платина, палладий и т. п., к тому же он намного устойчивее к дезактивации гетероатомными углеводородами.

Второй компонент — цеолит ZSM-5, известный катализатор, который в России производится в промышленных масштабах.

Новому катализатору еще предстоят исследования на эффективность при использовании с различными топливами, после чего он будет рекомендован для применения при разработке новых марок зимних и арктических дизельных топлив.