Блинкен: пока идут переговоры, Иран научится быстро обогащать уран

Изображение: Никита Кузьмин © ИА Красная Весна (1)
США и Иран
США и Иран

Переговоры по возобновлению ядерной сделки с Ираном зашли в тупик, заявил госсекретарь США Энтони Блинкен 7 июня на слушаниях в Комитете по иностранным делам палаты представителей, сообщает USA News.

Выступая перед конгрессменами, Блинкен сказал, что, несмотря на продолжающиеся в Вене дискуссии о возвращении к ядерной сделке, до сих пор неизвестно, смогут ли обе стороны достичь соглашения, добавив, что ядерная программа Тегерана тем временем продолжает развиваться.

«Остается неясным, готов ли Иран сделать то, что ему нужно сделать, чтобы вернуться к соблюдению [ядерной сделки]. Мы все еще проверяем это предположение», — сказал Блинкен.

По словам американского госсекретаря, требуя от США снять санкции как препятствующие заключению соглашения, Иран параллельно активно занимается разработкой и скоро сократит время, требуемое для производства обогащенного урана для одного ядерного боеприпаса, до нескольких недель.

«Тем временем его [Ирана] программа стремительно идет вперед. … Чем дольше это продолжается, тем больше сокращается время производства обогащенного урана для одного ядерного боеприпаса. Соглашение довело его до года или более… Теперь, по доступным публично сообщениям, оно сократилось в лучшем случае до нескольких месяцев, и если так будет продолжаться и дальше, то будет занимать всего несколько недель».

Время производства обогащенного урана для одного ядерного боеприпаса напрямую коррелирует с временем, которое потенциально требуется Ирану для создания ядерного оружия. Оценки значительно варьировались на протяжении многих лет, и администрация Барака Обамы при подписании ядерной сделки в 2015 году предположила, что иранцам для этого нужен один год. По более поздним оценкам, это около 3,5 месяца.

Иран, со своей стороны, настаивает на том, что его ядерная энергетическая программа предназначена только для гражданских целей и что он не намерен создавать оружие. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), контролирующее ядерное вооружение от лица ООН, неоднократно подтверждало, что Исламская Республика Иран не использует уран для военного использования — и до 2018 года подтверждала свое полное соблюдение ядерной сделки. Отметим, что 7 июня МАГАТЭ назвала переговоры о мониторинге деятельности Ирана в этой сфере становятся «всё тяжелее».

Напомним, что с того момента как США в одностороннем порядке вышли из ядерной сделки в 2018 году при администрации Дональда Трампа, Иран принял ответные меры, увеличив количество действующих центрифуг и обогатив уран сверх пределов, установленных в соглашении.

Тегеран заявил, что вернется ко всем условиям сделки сразу после Вашингтона, что означало бы отмену целого ряда санкций, введенных при Трампе. Однако действующий президент США Джо Байден не готов к этому и взамен приступил к новым переговорам в надежде прийти к пересмотренной ядерной сделке, которая будет «дольше и прочнее».

Блинкен повторил эту позицию 7 июня, добавив при этом, что, как только ядерное соглашение будет восстановлено, Вашингтон будет стремиться оказать давление на Иран по другим, не связанным с ядерным оружием вопросам.

«Существует множество вопиющих действий, которые совершает Иран, включая деятельность, связанную с баллистическими ракетами, поддержку марионеточных группировок, терроризм, дестабилизирующие действия, — отметил Блинкен. — Всем и каждому стало бы еще хуже, если бы у Ирана было ядерное оружие или он бы оказался на грани того, чтобы заиметь его».

Другие стороны переговоров настроены более оптимистично. Так, на прошлой неделе заместитель генсека внешнеполитической службы ЕС Энрике Мора заявил, что «уверен» в том, что предстоящие переговоры приведут к соглашению. Иран также указал на некоторый прогресс на предыдущих переговорах, хотя аятолла Али Хаменеи недавно заявил, что иранские переговорщики должны видеть «действия, а не обещани», если необходимо достичь какого-либо соглашения.