logo
Новость
/ Москва

РПЦ не будет навязывать изучение культуры религии

Константин Юон. Купола и ласточки. 1921 (фрагмент)Константин Юон. Купола и ласточки. 1921 (фрагмент)

Только курс основ светской этики будут изучать в школе те дети, чьи родители не хотят воспитывать их в религиозном духе, заявил председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион 30 декабря в телевизионной передаче «Церковь и мир» на канале «Россия-24».

Митрополит подчеркнул, что религия становится все более важным фактором в жизни нашего общества. Тем не менее, ученики даже из православных семей будут изучать курс основ православной культуры только по их желанию. Это касается и детей, которые займутся изучением основ других мировых религий либо изучением общего религиоведческого курса.

Архипастырь считает важным изучение религиозных культур для исключения манипулирования сознанием школьников, когда под религиозными лозунгами вербовщиками внушаются экстремистские идеи.

Напомним, что курс «Основы православной культуры» преподается в четвертых классах средней общеобразовательной школы в рамках федерального образовательного курса. Ученики либо их родители могут по своему желанию выбрать данный предмет в качестве одного из шести курсов (основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики), которые являются частями комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

У родителей, которые не хотят воспитывать своих детей в религиозном духе, данный учебный курс вызывает негативное отношение.

Комментарий редакции

Следует отметить, что курсы основ светской этики и мировых религиозных культур изначально и предполагались как компромиссные для тех родителей, которые не хотят, чтобы их ребенок изучал основы конкретной религии.

В целом администрации школ обычно стараются максимально учесть их желания, поскольку любая жалоба для них чревата, а выбор курса по правилам происходит заранее на собрании за подписью родителей. И теоретически если класс поделится на шесть групп, каждая из которых хочет выбрать отдельный модуль, то школа обязана предоставить такую возможность.

Конечно, по факту, обычно у школы на все шесть модулей нет ни специалистов, ни учебников, ни финансирования, и тогда обычно большинство договаривается на одном из нейтральных вариантов.

При этом предмет в целом вызывает определенное отторжение у всех участников образовательного процесса. Например, учителя начальных классов зачастую «сражаются» за этот час, чтобы получить достаточное количество часов на ставку (несмотря на все уверения чиновников, что это никак не влияет на остальные предметы, на деле чтения, например, в четвертом классе на один урок в неделю меньше). Администрацию школ ОРКСЭ раздражает как источник дополнительной отчетности и головной боли, поскольку он стоит на особом контроле у чиновников от образования. Дети видят мало смысла в предмете, который не оценивается, а родители не всегда соглашаются с тем, что и как преподается. И, пожалуй, все сходятся только в том, что хорошо, что это всего на год. А чиновникам от образования и представителям духовенства остается год за годом успокаивать народ, что у них есть широкий выбор из вариантов этого обязательного для всех гибрида классных часов, закона божьего и уроков чтения.