На грани войны. Обзор сообщений о военном столкновении в небе Сирии

Изображение: (cc) Israel Defense Forces
Israeli Apache helicopter
Israeli Apache helicopter

Обзор сообщений о военном столкновении Израиля и Сирии и реакции на него 10 февраля подготовило ИА Красная Весна.

В ночь с 9 на 10 февраля в небе над Голанскими высотами, которые Израиль считает своей территорией, вертолет израильских ВВС перехватил беспилотник. По информации Армии обороны Израиля, перехваченный летательный аппарат вылетел с территории Сирии, принадлежал иранским вооруженным силам и управлялся с иранского командного пункта, расположенного в центральной части Сирии вблизи Пальмиры.

«Мы идентифицировали иранский беспилотник, который был запущен с сирийской территории. Беспилотник идентифицировали системы ВВС Израиля, и затем он был сбит истребителем ВВС Израиля. Иранский беспилотник разбился на нашей территории и находится у нас», — заявил представитель Армии обороны Израиля Ронен Манелис.

В ответ на это в пресс-службе правительства Ирана заявили, что «Израиль лжет в своем утверждении о том, что иранский беспилотник пересек границу Израиля». Отметим, что Иран и еще ряд стран считают Голанские высоты территорией Сирии, которую временно оккупировал Израиль.

В ответ на нарушение воздушной границы утром 10 февраля ВВС Израиля нанесли удар по командному пункту, из которого, по утверждению израильской стороны, якобы осуществлялось управление беспилотником, а также по ряду других объектов на территории Сирии. Человеческие потери и материальный ущерб, нанесенный в результате этих авиаударов, в настоящее время неизвестны. Однако представители вооруженных сил Израиля заявили, что «это была хирургическая операция в глубине Сирии, цель (пункт управления беспилотником — прим. ИА Красная Весна) уничтожена».

Ответным огнем сирийской ПВО в районе Голанских высот был поврежден истребитель F-16. Самолет упал на территории Израиля. Оба пилота катапультировались и в настоящее время находятся в госпитале. Сообщается, что один из пилотов получил серьезные травмы.

В ответ на потерю истребителя ВВС Израиля провели ряд новых ударов. Представитель Армии обороны Израиля Йонатан Конрикус заявил, что эти удары наносились по четырем иранским целям и восьми сирийским объектам. «Мы способны заставить заплатить значительную цену всех, кто нападает на нас, и мы готовы это сделать. Тем не менее мы не стремимся к эскалации ситуации», — добавил он.

Отвечая на вопросы журналистов о том, кто именно атаковал израильские самолеты, Йонатан Конрикус заявил: «Только сирийские зенитные батареи. Никто больше».

Ряд авиаударов по территории Сирии наносился из воздушного пространства Ливана. Бейрут осудил Израиль за это и предостерег Израиль от повторения подобных действий.

Совместный сирийско-иранский военный штаб (с участием «Хезболлы») выпустил сообщение, согласно которому «каждое действие Израиля повлечет серьезный ответ со стороны Сирии». Также в заявлении отмечено, что «Сирия не считает, что последние события приведут к локальной войне».

За последние несколько лет Израиль неоднократно атаковал различные объекты на территории Сирии, в том числе — позиции вооруженных сил САР. В 2015 году премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху официально признал, что вооруженные силы Израиля проводят атаки по объектам, находящимся на территории Сирии. «Мы действуем там, где необходимо действовать, включая районы по ту сторону границы. Мы наносим десятки ударов, чтобы помешать „Хезболле“ получить вооружение, которое в корне изменит расклад сил», — заявил он.

Вывода иранских подразделений в южной зоне деэскалации в Сирийской Арабской Республике потребовал Израиль. «Мы предпочитаем говорить о реализации различных договоренностей, которые были по зонам деэскалации, в нашем случае — по южной, прилегающей к Израилю. Конкретно, там немедленно должно быть свернуто любое присутствие подразделений Ирана, „Хезболлы“ и шиитских ополченцев», — заявил посол Израиля в России Гарри Корен.

Комментируя планы Ирана создать военно-морскую базу в Средиземном море на территории Сирии, посол отметил: «Надо разделять наличие плана и его реализацию. О том, что есть такие планы у Ирана, мы знаем. Удается их реализовать или нет — не будем сейчас вникать в детали, это другой разговор. В том, что касается реализации этих планов или их приостановки, очень много зависит от российской стороны. Предполагаем, что Россия вряд ли позволит кому-то разместить свои военно-морские силы вблизи российских кораблей в Тартусе или Латакии».

Правительством САР многочисленные военные атаки Израиля рассматриваются в качестве одного из видов поддержки экстремистских группировок с целью продлить кризис в Сирии. Так, в послании сирийского МИД, направленном 7 февраля в Совбез ООН в связи с очередным ракетным ударом израильских ВВС по позиции армии САР под Дамаском, говорится «об опасных последствиях агрессивных нападений». Сирия «призывает Совет Безопасности привлечь Тель-Авив к ответственности. Продолжение Израилем своего агрессивного курса по отношению к Сирии несет угрозу всеобщему миру и безопасности». В документе обращается внимание на «тесную координацию, которая существует между Израилем и террористическими группировками».

Комментируя сложившуюся ситуацию, иранский бригадный генерал Корпуса стражей исламской революции Хоссейн Салами связал атаки израильских ВВС с существованием военных баз США в регионе. «Иранские войска могут уничтожить все американские базы по всему региону, начав атаки изнутри страны. Иран может создать ад для Израиля», — заявил он.

В официальном комментарии МИД России на произошедшие события отмечено, что авиаудары ВВС Израиля наносились по целям, «в том числе находящимся на границе зоны деэскалации на юго-западе САР». Особую обеспокоенность Министерства иностранных дел России вызвала «опасность эскалации напряженности внутри и вокруг зон деэскалации в Сирии». Также в заявлении МИД отмечена абсолютная недопустимость угрозы для жизни и безопасности российских военнослужащих, находящихся в САР по приглашению ее законного правительства для оказания содействия в борьбе с террористами.