South China Morning Post: экономика Китая «трещит» под нагрузкой
Более трети провинций Китая не смогли достичь целевых показателей роста на текущий год, поскольку экономика продолжает трещать под тяжестью внутренних структурных проблем и последствий торговой войны с Соединенными Штатами, пишет 2 ноября газета South China Morning Post.
Официальные данные также показали, что в наибольшей степени это относится к традиционно более бедным регионам, в то время как более богатые прибрежные провинции оказались устойчивей к напору экономических встречных ветров. Это подчеркивает, что замедление экономического роста Китая усугубляет разрыв в богатстве между регионами, отмечает издание.
Рост в южной и самой процветающей по итогам прошлого года провинции Гуандун составил в первые три квартала 2019 года 6,4 процента, достигнув целевых показателей и незначительно превысив заданный национальный параметр в 6,2 процента. Напротив, в трех северо-восточных провинциях «ржавого пояса» Китая, которые не смогли провести такие столь необходимые реформы, как ослабление политического вмешательства, темпы роста оказались одними из самых медленных.
В Ляонине, они составили лишь 5,7 вместо 6,5 процента, Хэйлунцзян с 4,3 процента, не дотягивает до своего пятипроцентного целевого показателя, а Цзилинь зафиксировал лишь 1,8-процентный рост, хотя он предполагался на уровне 5–6 процентов.
«Тенденция увеличения разрыва неизбежна. Принимая во внимание общую структурную проблему экономики… контраст в росте между регионами будет становиться все более очевидным», — утверждает главный экономист Orient Securities Шао Юй. «Когда это произойдет, структурные проблемы также проявятся во всех аспектах экономики, будь то потребление или инвестиции».
По мере эскалации напряженности в отношениях с США и расширения неопределенности в мировой торговле Китай все больше склоняется к опоре на внутренний спрос, чтобы компенсировать замедление экспорта. Однако потребление сдерживается длительными нерешенными структурными проблемами, которые, в свою очередь, препятствуют более широкому росту, пишет газета.
Эти проблемы имеют глубокие корни и включают в себя завышенные цены на активы, такие как стоимость жилья, которая взлетела настолько высоко — особенно в крупных городах — что для многих перестала быть в зоне досягаемости.
Производители в Китае, который имеет самый большой объем промышленного производства в мире, изо всех сил пытаются двигаться в сторону увеличения стоимости на фоне падения продаж и доходов из-за торговой войны, что оставляет им еще меньше средств для инвестиций и инноваций.
Высока доля заемных средств у местных органов власти. Официальный долг, исчисленный в стоимости их облигаций, в конце сентября этого года, по данным Министерства финансов, составил 21 триллион юаней (2,97 триллиона долларов США). Пекин в течение последних двух лет предпринимал меры по сокращению доли заемных средств, чтобы обуздать избыточные долги и рискованные кредиты, борясь, в частности, с внебалансовым кредитованием и теневой банковской деятельностью.
Но эти репрессии параллельно привели к фактическому прекращению финансирования частного сектора, на долю которого приходится 60 процентов экономического роста, но который опирается на неформальные каналы для привлечения капитала.
Более того, долг домохозяйств в прошлом году подскочил настолько, что пустил под откос правительственные меры по увеличению расходов. Его параметры с 49,4% в 2017 году выросли до 53,2% от валового внутреннего продукта по сравнению с предыдущим годом.
Ожидается, что структурные уязвимости продолжат тормозить экономический рост Китая и в будущем, приводит газета вердикт экономистов.