СМИ Швеции рассказали подробности по делу о якобы шпионаже в пользу РФ
По данным шведского следствия, обвиняемый в шпионаже в пользу России Пейман Киа делал копии с секретных материалов, а его младший брат Пайман Киа передавал сведения российской разведке и получал деньги, пишет 11 ноября газета Expressen со ссылкой на интервью с сотрудником Службы государственной безопасности Швеции (Säpo).
Братьям Пейман и Пайам Киа были предъявлены обвинения в шпионаже при отягчающих обстоятельствах. Следствие считает, что преступления совершались в период с марта 2011 года по сентябрь 2021 года. Оба брата отрицают обвинения.
Старший брат Пейман был арестован 20 сентября 2021 года. В ноябре того же года арестовали младшего брата Пайама. Следствие считает, что братья продавали секретную информацию российской разведке: Пейман добывал информацию, а Пайам передавал ее российским сотрудникам и получал деньги.
Когда Пейман Киа был арестован, он работал топ-менеджером в Шведском продовольственном агентстве. В 2011 году Пейман Киа некоторое время занимал должность администратора по персоналу в высшем руководстве Säpo. Он подозревается в том, что скопировал одну из общих папок со всеми файлами и подпапками. Он также имел доступ к полному списку сотрудников всей Säpo.
Затем Пейман Киа работал в должности заместителя руководителя проекта в Службе военной разведки и безопасности (Must), в ходе предварительного расследования проект был классифицирован как конфиденциальный. По информации Expressen, Пейман Киа также работал в секретнейшем отделе, Управлении по специальному комплектованию, которое, в том числе, вербует агентов в других странах.
Большая часть обвинительного заключения против братьев, подозреваемых в шпионаже, засекречена, но открытые части содержат улики, которые будут использованы на предстоящем судебном процессе. Отмечается, что IT-эксперты изучили цифровые следы на компьютерах, телефонах, жестких дисках и USB-накопителях и воссоздали ранее удаленное содержание.
В материалах, принадлежащих Пейману Киа, были обнаружены изображения сфотографированных документов, касающихся как Säpo, так вооруженных сил. На личном компьютере также найдены следы каталогов и имен файлов, которые могли иметь отношение к вооруженным силам. Среди прочего, есть 24 файла с именами, соответствующими именам файлов, которые были у Пеймана Киа на его рабочем компьютере при работе в вооруженных силах. Документы касаются военно-оперативных вопросов, над которыми Пейман работал во время своего пребывания в службе военной разведки. Содержание указанных файлов включает, среди прочего, контактную информацию и учебные материалы.
У младшего брата, 35-летнего Пайама Киа, после ареста также был проведен обыск. Утверждается, что он сломал жесткий диск, который нашли в мусорном баке в Уппсале. Согласно обвинительному заключению, именно младший брат встречался с российскими агентами, которым передавал информацию. В компьютере Пайама IT-криминалисты смогли восстановить удаленные записи, указывающие на контакты с иностранными державами и передачу информации в обмен на крупные суммы денег.
Напомним, ранее сообщалось, что 17 ноября в окружном суде Стокгольма начнется судебный процесс над двумя братьями иранского происхождения — 42-летним Пейманом Киа и 35-летним Пайманом Киа. Большая часть процесса пройдет за закрытыми дверями. Следствие считает, что Пейман Киа действовал как так называемый крот, а его младший брат помогал планировать преступления и отвечал за поддержание контактов с российской разведкой.
Расследование по делу началось 16 января 2017 года. Большая часть расследования объемом несколько тысяч страниц засекречена. СМИ писали, что часть доказательств являются записями, сделанными Пайамом Киа. В этих записях упоминаются пути отхода, «запасной план», риск получить более длительный срок, встреча с неким Rasski.
Некоторые улики против братьев настолько секретны, что в их отношении действуют особые правила. По словам прокурора Матса Юнгквиста, они даже не переданы в суд, а будут показаны в зале суда. Перед началом суда планируется принять ряд мер безопасности, в том числе зал суда предстоит обследовать на предмет спрятанных микрофонов.
Оба брата отрицают предъявленные обвинения. По словам адвокатов, в обвинительном заключении есть альтернативные утверждения, что говорит о неуверенной позиции прокурора.