Китай опередил США в создании гиперзвукового оружия — SCMP

Изображение: (сс) US Air Force
Проект гиперзвуковой ракеты
Проект гиперзвуковой ракеты
Проект гиперзвуковой ракеты

Китай разработал новый материал поверхности для гиперзвуковых летательных аппаратов, который может оставаться неповрежденным после длительного полета, объявили ученые, участвующие в проекте.

Ранее эта технология считалась невозможной, пишет 23 октября газета South China Morning Post.

В ходе испытания, проведенного китайскими военными, тонкий материал был нанесен на поверхность летательного аппарата «waverider», который использует ударные волны, генерируемые его собственным полетом, для улучшения подъемной силы. Затем воздух вокруг гиперзвукового самолета был нагрет до тысяч градусов по Цельсию.

Гладкая, неабляционная поверхность не только охлаждала критически важные компоненты внутри самолета, но и позволяла свободно передавать беспроводные сигналы, что, согласно анализу телеметрических данных, делало возможной идентификацию цели и связь на протяжении всего полета.

«Испытательный полет завершился полным успехом», — констатировали разработчики в статье, опубликованной рецензируемым журналом Physics of Gases, не сообщив однако о времени и месте проведения теста.

Такая новая технология теплозащиты могла бы помочь в разработке другого поколения аппаратов в гиперзвуковой гонке, которая перешла в новую стадию. На ее основе боеголовка может достичь сверхскорости — более чем в пять раз превышающей скорость звука, прежде чем попасть в цель.

А на космические челноки и капсулы для повторного входа в атмосферу были добавлены термопластичные плитки, которые, сгорая, отводят тепло.

В прошлом НАСА и американские военные запустили множество проектов по разработке гиперзвуковых транспортных средств, которые могли бы регулярно совершать полеты на большие расстояния, подобно реактивным самолетам, отмечает издание.

После нескольких неудач эти проекты были отменены, причем одна из главных причин заключалась в том, что ни один материал не мог остаться неповрежденным на поверхности самолета во время любого гиперзвукового полета, длившегося час или более.

В последние годы правительство США возродило свою гиперзвуковую программу, но продолжало сталкиваться с неудачами. Согласно январскому докладу Бюджетного управления Конгресса США, тепловые повреждения оставались самой большой головной болью для американских разработчиков гиперзвукового оружия.

«Защита чувствительной электроники гиперзвуковых ракет, понимание того, как работают различные материалы, и прогнозирование аэродинамики при устойчивых температурах до 1650 градусов по Цельсию требуют обширных летных испытаний. Они продолжаются, но неудачи в последние годы задержали прогресс».

По мнению китайских исследователей, США, по-видимому, все еще испытывают трудности на первом этапе гиперзвуковой гонки.

Китай прошел этот этап. Многие гиперзвуковые ракеты уже используются китайскими военными, причем некоторые из них предназначены для поражения движущейся цели с непредсказуемым маневрированием с большого расстояния.

По словам китайских ученых, второй этап гиперзвуковой гонки выходит за рамки ракет и фокусируется на разработке многоразовых платформ большой дальности, которые будут иметь как военное, так и гражданское применение. По мнению военных, эти гиперзвуковые самолеты могут выполнять разведывательные задачи, сбрасывать бомбы, перехватывать самолеты-невидимки, такие как F-22, или перевозить небольшую группу спецназовцев в любую точку планеты за час или два.

Как именно удалось сохранить поверхность «waverider» нетронутой, остается секретом, но в статье ученые перечислили несколько возможных вариантов, таких как полировка поверхности до чрезвычайно гладкого состояния, добавление некоторых элементов, таких как ниобий, молибден и бор, чтобы противостоять абляции, полное изменение структуры поверхностного компонента для снижения веса и преобразование вредного тепла в двигательную тягу с помощью жидкой среды

По их словам, в других странах, включая Соединенные Штаты, эти технологии пока присутствуют только в лабораторных вариантах.

В Китае, утверждают они, некоторые ключевые методы достигли 8 уровня технологической готовности. Это означает, что создание системы было завершено и сертифицировано в рабочем режиме, и остается всего лишь один шаг до ее окончательного развертывания на местах, заключает SCMP.