Взаимная торговля стран ЕАЭС выросла быстрее торговли с третьими странами

Рост взаимной торговли между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) превышает темпы торговли со сторонними странами, об этом говорится в докладе «Оценка интеграционных процессов ЕАЭС в сфере торговли», презентация которого состоялась 7 апреля в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной конференции (ЯМНК) по проблемам развития экономики и общества.
В ходе исследования, проводимого ВШЭ с 2019 года, отмечается, что интенсивность торговли внутри ЕАЭС в период с 2015 по 2020 годы оставалась на высоком уровне, несмотря на наличие «внешнего» барьера в отношении третьих стран. Укрепление взаимной торговли в ЕАЭС, по мнению экспертов, смягчило последствия санкций. Это позволило экономикам государств-членов успешно функционировать и поддерживать благосостояние населения.
В частности, объем внутренней торговли в ЕАЭС в 2021 году достиг $72,6 млрд, причем объем торговли между Россией и Белоруссией составил $39,7 млрд, а между Россией и Казахстаном — $25,4 млрд, что является самыми высокими показателями.
Общий объем накопленных взаимных инвестиций стран-членов ЕАЭС за период с 2015 по 2022 годы увеличился на 5,8%, с $17 млрд до $16,8, при этом данные не учитывают накопленные взаимные инвестиции в Киргизию, поскольку нет информации о них на начало 2022 года.
История вопроса
Впервые об интеграционных процессах на постсоветском пространстве заговорил первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 29 марта 1994 года в своей речи в МГУ. Речь шла о создании единого экономического пространства и совместной оборонной политики.
Спустя 20 лет, 29 мая 2014 года, в Астане был подписан договор о создании Евразийского экономического союза, в который вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. В 2017 году наблюдателем в союзе стала Молдавия. В настоящее время в Узбекистане также обсуждается вопрос о получении статуса страны-наблюдателя.
Зачастую, главы стран ЕАЭС подчеркивают приоритет национальных интересов в вопросе принятия тех или иных решений в союзе. Вместе с тем создание союзного объединения требует передачи национальными государствами части своего суверенитета наднациональному органу.
Этот процесс проходит медленно и болезненно для постсоветских республик. Так, вопрос о создании единой валюты и единого финансового регулятора вызвал оживленные споры даже в Казахстане, который является инициатором создания ЕАЭС.
Вместе с тем, пример ЕС говорит о том, что национальные интересы государств могут сохраняться и при частичном отказе от некоторых функций национальных правительств. Кроме того, за евразийским интеграционным проектом есть одно существенное преимущество перед ЕС — это наличие общего языка межнационального общения, общая история в рамках СССР на протяжении 73 лет и неконфликтное дружественное взаимодействие на протяжении столетий.