Всплеск краж зафиксировали в супермаркетах Японии
Японские супермаркеты были застигнуты врасплох неприятным побочным эффектом систем самообслуживания, установленных для устранения проблемы нехватки персонала, — участившимися случаями магазинных краж, пишет 31 августа газета South China Morning Post.
Япония традиционно гордится относительно низким уровнем преступности, но аналитики говорят, что сочетание факторов — в первую очередь растущих цен, стагнации заработной платы и, как следствие, сокращения сбережений домашних хозяйств в сочетании с изменением отношения молодого поколения — означает, что операторам супермаркетов приходится придумывать решения для борьбы с магазинными ворами.
Газета Mainichi сообщила, что первые кассы самообслуживания были внедрены в Японии в 2003 году, и, по оценкам, в 2019 году эта система действовала в 14,3% всех супермаркетов. В 2022 году показатель подскочил примерно до 30 процентов, отчасти из-за того, что супермаркеты искали новые способы ограничить взаимодействие между персоналом и покупателями во время пандемии коронавируса.
И хотя Национальная ассоциация супермаркетов неохотно предоставляет статистические данные о магазинных кражах, считается, что около 80% таких случаев происходят, когда покупатели не сканируют свои покупки на кассах самообслуживания, и что, согласно сообщениям СМИ, в некоторых магазинах потери увеличиваются на 30%.
Шиничи Исидзука, директор исследовательского центра криминологии при Университете Рюкоку в Киото, отметил, что сканеры сделали кражу в магазине «легким» для совершения преступлением.
Макото Ватанабе, профессор медиа и коммуникаций Университета Хоккайдо Бункё в Саппоро, сказал, что фундаментальные изменения в японском обществе позволяют людям принимать сознательное решение о краже.
«Экономика и без того оставалась слабой на протяжении 30 лет, и после вспышки коронавируса ее состояние значительно ухудшилось. Сейчас у нас цены на товары повседневного спроса растут, зарплаты остаются на прежнем уровне, и нет никаких признаков того, что ситуация изменится в ближайшее время», — говорит профессор. «Людям просто приходится тратить меньше, и для тех, кто испытывает трудности, это легкая возможность нажиться».
«Отдельная проблема — это молодые люди, у которых больше нет представления о том, что правильно, а что нет, и которые не считают воровство большой проблемой».
Обеспокоенные масштабами своих потерь, операторы супермаркетов принимают контрмеры, которые включают в себя обучение персонала бдительности и умению обращать внимание на признаки магазинной кражи в секциях самообслуживания, а также установку видеокамер с надписями, которые демонстративно предупреждают о том, что они призваны бороться с воровством.
Некоторые магазины размещают фотографии людей, уличенных в краже, что является мощным сдерживающим фактором в стране, где потеря лица очень важна, отмечает издание.