Эксперт рассказал, чего не хватает российскому образованию
Отсутствие стратегической цели образования является одной из существенных причин снижения его качества, 22 ноября заявил педагог и эксперт общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС) Павел Расинский на XIX Всероссийском конгрессе «Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения».
Эксперт обратил внимание на то, что в документах, касающихся российского образования, не указана его цель. В одних документах указаны требования к участкам системы образования, к его структуре, соотношению различных частей программ, требования к реализации этих программ, к результатам их освоения, однако ни в одном документе не указана цель образования.
«Нигде не сказано, какие задачи решает образование, то есть, какого человека должна выпустить школа», — отметил Расинский. «Нет общего юридически обязывающего документа, где прописана цель образования», — подчеркнул он. А значит, у тех, кто участвует в образовании, совершенно различное понимание его целей.
Однако если обратиться к истории, то цели у образования были и менялись в зависимости государственной необходимости, отметил Расинский.
Так, в 1919 году Совет Народных Комиссаров РСФСР выпустил декрет о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР:
«В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны Совет Народных Комиссаров постановил: 1) Все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию».
После того как цель ликбеза была достигнута, в 1931 году возникло понимание близости войны, необходимости развития промышленности. Тогда ЦК ВКП(б) выпустило постановление о начальной и средней школе, в котором ставилась цель дать учащимся достаточный объем общеобразовательных знаний, в частности, по физике, химии, чтобы подготовить их к владению техникой.
В 1950-е годы цели образования снова меняются, была поставлена задача всестороннего развития учащихся:
«Необходимо добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда, к одной какой-либо профессии», — процитировал эксперт.
Он обратил внимание на то, что современное российское образование, с его ранней специализацией, не дает ребенку возможность свободно выбрать профессию.