Ученые: климатическая аномалия повлияла на смертность от испанского гриппа

Росту смертности от «испанки» в период Первой мировой войны способствовала плохая погода, заявила группа исследователей климата из Гарвардского университета под руководством Александра Мора 25 сентября на страницах журнала GeoHealth AGU.

Фактор холодной и дождливой погоды увеличил смертность в период с 1917 по 1919 год в Западной Европе. В этот период погибло от 50 до 100 млн людей.

В новом исследовании ученые проанализировали керн льда, взятый из ледника в европейских Альпах, что позволило восстановить климатические условия в годы войны. Они обнаружили, что чрезвычайно необычный приток воздуха из северной части Атлантического океана повлиял на погоду на европейском континенте с 1914 по 1919 год. Непрерывные дожди и холода, вызванные этим притоком океанического воздуха, нависли над основными полями сражений на Западном фронте и также повлияли на миграцию уток кряквы, основного носителя штаммов вируса гриппа H1N1.

Согласно новому исследованию, утки, вероятно, оставались в Западной Европе осенью 1917 и 1918 годов из-за плохой погоды и не мигрировали на северо-восток в Россию, как обычно. Птицы находились рядом с военными и гражданскими и, возможно, способствовали передаче людям штамма гриппа H1N1.

Плохие условия сыграли роль в битвах при Вердене и Сомме, во время которых было убито или ранено более миллиона солдат. Ученые сравнили условия окружающей среды с историческими данными о смертях в годы войны. Ими обнаружено, что смертность в Европе трижды достигала пика во время войны, и эти пики приходились на периоды низких температур и проливных дождей, вызванных аномальными притоками океанического воздуха зимами 1915, 1916 и 1918 годов, или вскоре после них.

«Атмосферная циркуляция изменилась, и в течение шести лет по всей Европе было намного больше дождей и гораздо более холодная погода. В данном случае это была аномалия, которая появляется раз в 100 лет», — рассказал Мор. Он также отметил, что кряквы очень чувствительны к изменениям климата и, вероятно, в эти годы сезонно не мигрировали. Вирус мог передаваться через воду, в которую попадал помет уток.

Свою реакцию на появление статьи выразил Филип Ландриган, директор Глобальной программы общественного здравоохранения Бостонского колледжа. Он отметил: «Я думаю, что это очень достоверное провокационное исследование, которое заставляет нас по-новому взглянуть на взаимодействие между инфекционными заболеваниями и окружающей средой».