Немецкие богословы обеспокоились бумом пятидесятнических церквей

Изображение: Richard Masoner (CC BY-SA 2.0)
Пастор пятидесятников
Пастор пятидесятников

Рост пятидесятнических и евангелических общин во многих регионах мира вызвал беспокойство у немецких богословов, 3 августа пишет немецкая газета Süddeutsche Zeitung.

Немецкие богословы отмечают, что евангелические и пятидесятнические церкви испытывают огромный приток людей, особенно в Южной Америке, Африке и Азии. Одновременно с этим все больше людей отворачиваются от традиционной церкви, европейцы меняют посещение церковных служб на светский и индивидуализированный образ жизни, предпочитая ходить в тренажерный зал или на занятия йогой.

Согласно заключению конференции с участниками из 40 стран Института всемирной церкви и миссии Богословского университета Санкт-Георгена во Франкфурте-на-Майне, крайне консервативные пятидесятнические церкви все чаще становятся фактором политической жизни.

«В течение некоторого времени мы наблюдаем развитие пятидесятнических сообществ, которые не только ищут публику для миссионерских целей, но и пытаются активно влиять на политику», — заявил архиепископ Бамберга Людвиг Шик, который также является председателем Всемирной церковной комиссии немецких епископов.

В качестве примера влияния пятидесятнических сообществ на политику приводятся бывший президент США Дональд Трамп, которого твердо поддерживали евангелисты, а также президент Бразилии Жаир Болсонару. Утверждается, что Болсонару был изначально католиком, однако в 2016 году был крещен евангельским пастором на реке Иордан в Израиле.

При этом отмечается, что одним из самых влиятельных сторонников Болсонару является евангелический телепроповедник Сайлас Малафайя. Подчеркивается, что и Болсонару и Малафайя согласны в своем неприятии гомосексуализма, «гендерной идеологии» и абортов.

Пандемия коронавируса также показала, что лидеры государств, находящиеся под сильным религиозным влиянием пятидесятников, заняли позицию, согласно которой не нужно защищать себя от вируса вакцинацией, а можно противостоять ему в молитве.

«Здесь связь между верой и разумом в одностороннем порядке разрывается, затем религия инструментализируется, и тогда она становится опасной»,  — заявил директор Института всемирной церкви и миссии отец Маркус Любер.

Богослов поясняет, что оплотами пятидесятничества являются регионы мира, для которых характерны тяжелые условия жизни, нестабильная государственная ситуация и бедность. К таким странам например относятся Нигерия и Филиппины.

«Нужда учит молитве. Это играет важную роль во взаимосвязи таких движений, но не объясняет явление в целом», — поясняет Любер, подчеркивая, что при этом пятидесятнические церкви не являются временным пристанищем для своих последователей, у них есть своя собственная привлекательность.

«Они привлекательны, потому что наделяют человека силой, потому что они захватывают и тянут людей за собой. Это предполагает, что наша европейская концепция религии должна быть расширена», — подчеркивает отец-иезуит Любер.

Напомним, движение пятидесятников зародилось в США в начале 20 века. Пятидесятники придают особое значение крещению Святым Духом, понимая его как особое духовное переживание. Название движения происходит от праздника Пятидесятницы, излияния Святого Духа на учеников Иисуса, о чем говорится в Новом Завете.

Движение пятидесятников считается самым быстрорастущим христианским сообществом с особенно большим количеством последователей в Латинской Америке, Африке и Азии. Для пятидесятнических собраний характерны особенно эмоциональные молитвы и богослужения. Близость к Богу также выражается в чудесах и знамениях, таких как пророчество или исцеление больных. Последователи пятидесятников верят в буквальное толкование Библии.